Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
Аноним29 июня 2017 г.Тошнота...это я сам
Среда
НЕ НАДО ПОДДАВАТЬСЯ СТРАХУ.Вот к чему приводит одиночество. Если человек годами живёт один, то в определённый миг его накроет Тошнота и все его начнут дичиться. Эдакий ореол одиночества, исходящий изнутри. Очень метко это показано в моменте, когда над таким одиночкой насмехается один из героев романа, а одиночка лишь радуется, что к нему обращаются, что он у места и ему отведена роль.
Среди этих весёлых и здравых голосов я один. Парни вокруг меня всё время говорят друг с другом, с ликованьем обнаруживая, что их взгляды совпадают. Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же. Стоит только посмотреть на выражение их лиц, когда среди них появляется человек с взглядом, как у вытащенной из воды рыбы, устремлённым внутрь себя, человек, с которым ну никак невозможно сойтись во мнениях.Сартр помимо одиночества поднимает проблему объективации чувств, мыслей, идей. Любовь превращается в скучный брак, объективируясь. Воздушная, прекрасная идея или мысль обрамляются в глупый и прошлый набор букв и слов. Как прекрасно чувство увлечения чем-то - личностью, движением или идеей, и как человек становится безразличным к объекту любви, когда отдаёт ему силы и пытается его привнести в реальность. Точнее даже не его, а себя от него в мир, своё нутро по поводу объекта в реальность. Искажения луча идеи под стеклом своего Я. Главного героя – Антуана Рокантена интересовал Рольбон – авантюрист XVIII-XIX веков. Он был влюблен в эту незаурядную личность и забавную судьбу, но когда на смену интересу приходит осведомленность, когда новизна стирается, а ты продолжаешь мучить себя… Тогда приходит отвращение, тошнота. Это как гонять любимую песню сотню раз по кругу. Она становится ненавидимой.
Он потратил много времени и сил на изучение этого человека и ему жаль, что от этого ничего не останется «реального» и он мучает себя, загоняет в обязательства, в долженствование – «напиши о нём». Иначе всё в пустую. Всё напрасно. И главный герой отвечает – «всё напрасно и плевать». Это бессмысленно и всё бессмысленно, важен лишь процесс любви, увлечённость, а все объективированное - мертво.
Тошнота пришла с бросания камней в речку, а раскрыла свой букет через Ральбона. Через того кого любил Антуан Рокантен, в одночасье признав, что он ему опротивел. Он был самым изящным всадником Тошноты. Хотя в таких условиях все предметы вокруг являются её всадниками, потому что существуют также как Антуан.
Антуан Рокантен, возможно душевнобольной. По крайней мере, он так думает какое-то время и некоторый тип читателей вслед за ним. Но кто же тогда здоров, а кто болен? Почему его нужно считать психически больным? Из-за того, что он воспринимает мир сквозь призму отвращения? Он и сам так думает. Притом, что раньше отвращения не было и все было хорошо, оно появилось в один момент и поглотило всю его реальность. А может быть это «совесть» (если это можно так назвать), а не болезнь. Внутренний регулятор частот, который был завален хламом повседневности до такой степени, что завопил в ужасе – «ты повесился, предварительно вырезав вены!» и героя накрыло. Он не может жить так дальше и бросает всё, меняет жизнь. Врач бы назвал это терапией, лекарством от болезни, но тогда всё в мире болезнь и всё терапия. Жизнь человека предстает чередой генезиса заболеваний и способов его излечения, временных улучшений. Тошнота присуща всем людям в разной степени, но главному герою особенно в виду его особенной чувствительности.
Тошнота не прошла и вряд ли пройдёт, но я уже не страдаю ею – это не болезнь, не мимолётный приступ, это я сам.Воспоминания – это истории, которые человек сам придумывает. Прошлое и приключение умирают, когда человек об этом рассказывает, облекая события в сюжет. Антуан задаётся вопрос – а были ли у него в жизни приключения? Он не помнил их, а помнил лишь истории с ними связанные, но не мог их прочувствовать. Превращаясь в объект, они умирали и приключение вместе с ними.
Главный герой выводит мысль: «Противоположность Тошноты это приключение». То есть те условия, когда ты чувствуешь себя собой, что ты здесь, ты живёшь. А ощущение это очень редкий гость и специально его спровоцировать в обычных условиях очень сложно. Чтобы ощутить жизнь нужно что-то экстраординарное, но главный герой вдруг испытывает эти чувства и при обычной прогулке. Антуан чувствует существование, когда предаётся бесстрастным ласкам в каком-то кабаке. Антуан чувствует жизнь, когда играет песня, которую поёт Негритянка. Жизнь и существования сменяют друг друга при необычных обстоятельствах.
Если первая половина романа (с определённого момента) становится несколько скучна, то вторая будоражит и воспламеняет. Гениальнейший момент диалога главного героя с Самоучкой в кафе. Главный герой находится на пороге крайней Тошноты и ведёт диалог с восторженным почитателем, который «не так прост как кажется сначала». Особенно мне понравился момент, когда Самоучка извергает восхищение Антуаном, а тот лишь думает о том, как у него под рукой оказалась вилка и что вилка – существует - как и он. Его ответы, прорывы в этом разговоре описаны превосходно. Самоучка же из песчинки в результате диалога превращается в булыжник или гору. За ним стоит история, которую не предполагал Антуан и это незнание, скрытность вкупе с образом мысли Самоучки возвеличивают его и низвергают Антуана. И в его глазах и в глазах читателя. Только в финале Сартр морально низвергает Самоучку в глазах общественности.
Особенно интересно читать «Тошноту» во взаимосвязи с «Мифом о Сизифе» Камю. Оба эти произведения по сути во многом перекликаются и родственны. В «Тошноте» Сартр даёт два выхода из абсурда – Самоучка и Антуан Рокантен. Самоучка – проповедует социализацию и солидарность с простыми людьми, борьбу за их права, Антуан Рокантен – хочет выйти из Тошноты посредством творчества.
«Тошнота» - остроумнейшее и интереснейшее произведение, которое доставило мне массу приятных впечатлений. Конечно, стилизация под дневник и нутро «подпольного» человека всегда идут в ущерб увлекательности и порождают скуку от чтения, но в «Тошноте» это сведено до минимума. Особенно же скучным моментом мне показалось подробное описание происходящих, «существующих» вокруг Антуана предметов и людей. Да это было предпринято с понятной целью – передать ощущения существования всего, которое испытывал главный герой, но это неизбежно повлекло скуку.
8536