Рецензия на книгу
Том 3. Вдали от обезумевшей толпы
Томас Харди
Аноним20 июня 2017 г.Почему мне нравится Харди (как и, например, Достоевский)? Потому что в основе их произведений лежит идея о том, что люди изменчивы; они не столько прямолинейно развивающиеся личности, сколько глубокие колодцы, люди, которые до конца не знают сами себя, которые могут меняться, поддаваться порывам, им свойственна внутренняя борьба. Неслучайно герои Харди часто напоминают персонажей древнегреческой литературы, порывами которых управляют боги, а не они сами. Иными словами, человек - загадка. Харди дополнительно вводит тему случайности, внезапных ситуаций и параметров, которые вообще могут толкнуть человека на что угодно.
И я понимаю, почему такие персонажи могут раздражать. Нам хочется думать, что мы знаем себя, владеем собой, развиваемся, что мы имеем опору, надежность и стабильность. Но что, если это не так? Что происходит, когда мы перестаем бежать от себя и внезапно жизнь сталкивает нас с нашими неприглядными чертами, нашей слабостью? Что происходит, когда мы внезапно понимаем, что совсем не такие, какими представляли себя?
Как и в «Тэсс из рода д'Эрбервиллей», многие герои здесь – аморфны. Они непостоянны, чудны, где-то даже неадекватны. Они отказываются влезать в какие-то рамки только потому, что так надо. И да, цену за такое поведение они платят немалую. Они импульсивны. Те же поступки Батшебы часто продиктованы исключительно сердцем. Даже сержант Трой, от которого при чтении уже устаешь закатывать глаза, по-своему искренен в своих проделках) Больше всех мне было жаль Болдвуда: человека перекосила страсть и внутренние изменения (включая негативные), к которым он совсем был не готов. Человек поставил все на свою иллюзию и практически уничтожил себя. А с другой стороны, была ли его замкнутая жизнь до этой страсти лучше и полнее?
Чем больше испытываешь непостоянство и хрупкость окружающей жизни, тем больше ищешь противоположного. И для этого в романе у нас Габриэль Оук. Достойный уважения человек, прошедший разные перемены в жизни и оставшийся после них человеком, способный ждать, трудиться и и придерживаться своих принципов, а не жонглировать ими в зависимости от ситуации. Он настолько отличается от всех остальных, что даже выглядит каким-то нереальным) И во многом так и есть, ведь Харди гораздо больше интересуют его положительные черты)Тема Батшебы как самостоятельной деловой женщины во времена, когда это было скорее исключением из правил, интересна, но, на мой взгляд, не очень хорошо проработана. Мне кажется, Харди настолько увлекся наблюдением за изменчивостью ее внутреннего мира, что упустил из виду ее сильные черты. Да, в книге прослеживается мысль о том, что у Батшебы сильный характер, но вот как-то не хватило этого. И то, как она в конце книги все больше перекладывает дела на Габриэля, очень показательно. Причина в том, что она просто наконец начинает кому-то доверять? Или же она просто устала быть одна?
В конце книги есть любопытная ремарка:
«…Батшеба улыбнулась (теперь она почти никогда не смеялась)…»Так что же Батшеба? В конце концов она выбирает человека, которого хорошо знает и который знает ее, который надежен, спокоен. Однако действительно ли она повзрослела, поняла, что ей нужно? Или же она просто внутренне сломалась? Это интересные вопросы.
Если понаблюдать за мужчинами, с которыми сталкивается Батшеба, то лучший вариант любви и союза для Харди (если опять же вспомнить тему изменчивости), видимо, является таким, который может пережить годы. Вот что он пишет по этому поводу:
«Такие испытанные друзья, очевидно, не нуждались в пышных фразах и пылких излияниях. Столь глубокая, прочная привязанность возникает (правда, в редких случаях), когда двое людей, встретившихся в жизни, сперва поворачиваются друг к другу самыми трудными сторонами характера и лишь со временем обнаруживают лучшие свои черты; поэтому романтика постепенно прорастает сквозь толщу суровой прозаической действительности. Но если счастливое стечение обстоятельств позволяет развиться подобному чувству, то лишь такая сложная любовь бывает сильна как смерть, - любовь, которую не загасить никаким водам, не затопить никаким потокам, любовь, в сравнении с которой страсть, обычно присваивающая себе это имя, - лишь быстро рассеивающийся дым».12140