Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июня 2017 г.

    А есть ли смысл?

    "Тошнота" - это тоскливая мелодия существования.

    Антуан на протяжении всего повествования пытается понять, почему его восприятие мира так стремительно изменилось. И он в полной мере осознаёт это, лишь встретившись с женщиной, которую любил. Она произносит: "Я живой мертвец" - и вот в этой фразе и кроется смысл романа! Все вокруг, по мнению главного героя, даже не все, а всё, вплоть до корня дерева в парке, взгляда, города, всё уже отжило свои золотые дни и тягостно ждёт смерти.
    Нет больше ни радости, ни любви, ни страсти; мужчина и женщина, пришедшие на свидание в кафе, уже предвкушают то, как они будут заниматься любовью, а потом угаснут, они уже превращают свою влюблённость в повседневность меланхолии и тихое движение по течению. Ничто не имеет смысла.
    Имеет ли смысл сам Антуан? Нет. "Тошнота" открывает нам его как писателя-историка, заинтересованного в написании исторического труда о жизни Рольбана, но что же он делает? Он убивает в себе этот интерес, ход произведения неумолимо приближает читателя к тому, что Антуан окончательно разочаруется в том, чем живёт на первых страницах. В это сначала непросто поверить, но потом ты проникаешься чувством "я так и знал!", хотя, на самом деле, ничего не знал. Рассказчик предстаёт перед нами полным уверенности в том, что встреча с Анни изменит их жизни, но жизнь хитра на выдумки: Анни стала такой же разочарованной и утратившей интерес к жизни, словно деревья в парке или люди, воскресным днём пытающиеся восстановить силы и вернуть молодость, чтобы в понедельник поехать на работу, чувствуя, что их действия имеют смысл.


    "Мои воспоминания – словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья".

    Не хотелось бы ощущать тошноту в 30 лет, думать о том, что вся жизнь уже позади, смотреть на неё, как на уже завершившийся акт, но... Кто знает, может быть, некоторые из нас просто влачат своё существование, машинально, привычно, обыденно не давая себе умереть? Такой вопрос возникает после прочтения.
    А ещё нельзя не отметить обилие эпитетов и олицетворений: в "Тошноте" всё кажется живым, несмотря на то, что оно просто существует, а простое существование похоже на смерть. Восхитительный, волшебный язык писателя! Его слова напоминают острые ножницы, безжалостно кромсающие тонкую ткань происходящего.

    Спасибо за состояние оцепенения и ощущение затравленной безысходности, не покидавшие меня во время прочтения.

    4
    142