Рецензия на книгу
Murder as a Fine Art
David Morrell
Аноним15 июня 2017 г.РОМАН ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ
Лондон XIX века. На Рэтклифф-хайвей обнаружены пять человек с разбитыми головами и перерезанными глотками. Событие осложняется тем, что похожее уже происходило: около сорока лет назад было совершено точно такое же убийство, только жертв было меньше. По воле судьбы в расследование оказывается втянут Томас Де Квинси — знаменитый «Любитель Опиума» — и его эмансипированная дочь. Зачем маньяку повторять преступления прошлого и как он связан с ними? Какую роль в этом играет опиум? Удастся ли остановить убийцу или новых жертв не избежать?
Роман построен на игре точек зрения. «Убийство само по себе не является злом, всё зависит от точки зрения» — фраза, которая является ключом к роману. «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум» — это проповедь или отповедь? Ост-Индская кампания — это расширители английских границ или сборище бандитов? Убийство на войне и убийство в мирное время — это одно и то же или нет? И кто виноват в том, что человек встает на «темную сторону?»
Что приятно, Моррелл не дает прямых ответов на эти вопросы. Более того, он идет еще дальше и вплетает метод точек зрения в композицию романа, что совсем уж хорошо для парня, который придумал Рембо: он совмещает авторское повествование, в котором мирно сосуществуют историография Лондона XIX века и собственно сюжет, с дневником Эмилии (который, правда, написан совсем не как дневник). Если добавить сюда точку зрения убийцы (а мы должны это сделать, ведь не смотря на то, что у него нет своего голоса, автор время от времени смотрит его глазами), а также обратить внимание на то, что Квинси нужен расследованию как человек, способный смотреть на ситуацию глазами убийцы, то получается последовательное развертывание метода.
594