Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

V for Vendetta

Alan Moore, David Lloyd

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июня 2017 г.

    Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой

    Недалёкое будущее. Великобритания, уцелевшая на обломках цивилизации, уничтоженной ядерной войной, превратилась в тоталитарное государство. Любая деятельность, поощряющая проявления индивидуальности, будь то занятие искусством или даже садоводство, признана ненужной роскошью и порицаема. Из светских развлечений у народа остались воскресные проповеди и, внезапно, кабаре: второе - власть имущим, жандармам и их приближённым, первое - тем, кому в жизни не так повезло. Все социально активные элементы были перемолоты жерновами репрессий, акты гражданского неповиновения остались в истории. Но на иссохшей почве общественного сознания всё же проросло зёрнышко бунта. "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой", - убеждён V, единственный человек в стране, который ещё способен совершать революции и цитировать "Фауста". Следуя по стопам Гая Фокса, V взрывает Вестминстерский дворец и тем самым начинает претворять в жизнь свой план мщения, обставленный как эффектное шоу. Его невольной сообщницей становится шестнадцатилетняя сирота Иви Хэммонд - девушка без образования, культурного багажа и гражданской позиции, смотрящая на V широко открытыми глазами, в которых читается не то ужас, не то восхищение.

    Это одна из тех редких историй, где второстепенные персонажи порой кажутся интереснее главных. Вот, например, Адам Сюзан, лидер правящей партии Norsefire. Он возглавил страну в период самого глубокого упадка и восстановил мир и порядок - по своему разумению. Он искренне верит в идеи, которые проповедует, и строг не только по отношению к согражданам, но и к себе, чем даже вызывает уважение. Однако руководство страной для него - тяжкий крест, который он взвалил на себя не по призванию, но по необходимости. При этом Сюзан осознаёт, что обречён нести этот крест в полном одиночестве, потому что никому не нравятся авторитарные правители, и страдает от нехватки любви. На этом моменте я чуть не прослезилась - пришлось напомнить себе, что он, как-никак, главный фашист.

    Remember, remember, the Fifth of November

    Или вот Делия Сарридж - врач, которая испытывала различные вещества на узниках концлагеря. И ведь как учёного её можно понять! Какими бы ни были результаты опытов на животных, а получить возможность испытать новый препарат на людях - бесценно. Сложно не поддаться соблазну сделать научное открытие, а уж какой будет его цена... Похоже, доктор Сарридж об этом не думала. В дневнике того периода она предстает в неприглядном свете. В те годы Сарридж была увлечена своими опытами, а в людях видела лишь расходный материал. Но в настоящем окружающие знают её как добрую и отзывчивую женщину, уважаемого профессионала который много сделал для своих пациентов. Похоже, она искренне раскаялась, пересмотрела свои взгляды и стала другим человеком! Но насколько это важно, если мы хотим быть последовательными и справедливыми?
    История доктора Сарридж сближает этот графический роман с "большой литературой": невозможно не вспомнить одно из произведений Бернхарда Шлинка, где поднимается тема ответственности "простых немцев" за военные преступления.

    Мне была интересна история "светских львиц" Роуз Олмонд и Хелен Хейер, интересна личность типичного нуарного детектива Эрика Финча, интересна трансформация Иви из "твари дрожащей" в человека с правами, а вот сам V... Он был одержим идеей свободы и уже поэтому проиграл в моих глазах, ведь свобода - это абстракция, а абсолютная свобода - утопия. Гений он или безумец, герой или злодей? Для меня он человек со странными ценностями, которые в конкретной ситуации послужили благой цели. Он свергал порядок, который держался на репрессиях и тотальном контроле, и поэтому оказался на стороне добра. Однако V презирал зону комфорта и "простое человеческое счастье". Если бы порядок держался на любви граждан к дивану, телевизору и котикам, будьте уверены - V был бы первым, кто сжёг диван, разбил телевизор и убил кота, потому что любой порядок в его представлении - это зло и застой. Всё-таки люди, которые уверены, что знают, как лучше для других, и пытаются навязать всем свой образ жизни, опасны не меньше тоталитарного режима.

    Впервые я пожалела о прочтении романа с приставкой "графический". Читая, я мечтала, чтобы это произведение издали как обычную книгу, потому что сюжет и диалоги здесь потрясающие, а вот рисовка просто отвратительная. Все сцены - беспорядочное нагромождение штрихов на тёмном фоне. Если "в кадре" больше одного персонажа, то понять, что между ними происходит, практически невозможно. Сами персонажи при этом похожи друг на друга, как братья-близнецы, различить можно только главного героя, и то лишь благодаря экстравагантному наряду и маске. Ко всему, в каждом слайде очень много текста, что ещё больше затрудняло восприятие. К финалу, когда начался самый экшен, а мои глаза почти вытекли, я запуталась окончательно. Душевное равновесие помогла восстановить лишь Википедия, где подробно расписано, кого и за что же настигла Vендетта. Конечно, я не жалею, что прочитала этот графический роман, но теперь не уверена, хочу ли иметь бумажный экземпляр на своей полке.

    46
    985