Рецензия на книгу
Над кукушкиным гнездом
Кен Кизи
albinashuster14 июня 2017 г.А есть ли свобода?
«Пролетая над гнездом кукушки» - роман, принесший популярность своему автору. Роман наполненный аллюзиями и сравнениями, текст которого заставляет задуматься. Автору удается совместить место действия (психиатрическая лечебница) с идеями битников и хиппи, ратующих за полную свободу. Если задуматься, герои лечебницы, в силу обстоятельств, обладают полной свободой: от окружения, от чужих мнений, они вольны делать то, что им заблагорассудится ведь им все сходит с рук.
Одним из лейтмотивов романа является игра, которая пронизывает буквально все компоненты текста: от фонетики до стилистики.
Игровые стратегии автора могут быть описаны следующим образом. Во-первых, Кизи в тексте играет с реальностью (отсюда двоемирие: мир за пределами лечебницы – настоящий и мир вымышленный, мир, каким видят его пациенты клиники, герой-рассказчик в частности).
Во-вторых, в тексте активно используется образ игры, проявляющийся на двух уровнях: 1. Мотив игры; 2. Изображение игры.
Мотив игры, в свою очередь, условно дробится на образ игры-соревнования (постоянное противодействие Макмерфи со старшей сестрой за право лидерства) и словесную игру (умышленное неправильное произношение фамилии главного героя, игра в «молчанку» героя-рассказчика, постоянная игра слов: учения Юнга- морской юнга).
Изображение игры также активно используется автором. Начнем с того, что Макмерфи – главный герой заядлый игрок, который не может представить свое существование без игры. Игра – его постоянный спутник, не случайно на его теле вытатуированы карты. Да и пациенты в клинике постоянно играют в карты, а тем, кто, в силу своей болезни, не может справиться с картами, предлагаются головоломки.
Особого внимания заслуживает художественное пространство: замкнутое и обладающее своим временем, которым, по мнению пациентов клиники, управляет старшая сестра, в зависимости от обстановки в клинике либо замедляющая, либо ускоряющая его.
В границах художественного пространства встречаются две сильные личности: Макмерфи – заядлый игрок, хулиган и везунчик, и старшая сестра – «правительница всея клиники», которая не привыкла исполнять вторую роль. Естественно, между сильными личностями начинается соперничество за выявление лидера. У каждого из них свои сильные и слабые стороны, у каждого из них есть союзники и недоброжелатели. Интересны мотивы, которые принуждают героев соперничать: у сестры – это стремление доказать свою силу, у Макмерфи – в очередной раз доказать всем и себе самому то, что он способен на многое. Положение Макмерфи осложняется тем, что при любом раскладе он не сможет выйти победителем – победитель все равно проигрывает.
Интересен и показателен финал романа – вот уж где настоящая ода поколению хиппи и битникам.
Не буду раскрывать все тайны произведения, одно скажу точно – читайте его, не пожалеете!529