Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Special Topics in Calamity Physics

Marisha Pessl

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июня 2017 г.

    Наконец и у меня дошли руки до знакомства с самым нашумевшим романом прошлого года. Любопытство взяло верх, и я все-таки выяснила, какая история скрывается за примечаниями почти как у "Улисса".

    На этот раз мои впечатления разделились точно на две составляющие, положительную и отрицательную, и в целом составляют некое равновесие. Это сюжет и стиль.
    По сюжету, главная героиня, 16-тилетняя Синь (нет, она не китаянка), всю жизнь колесила с отцом-профессором по Америке. В последний год перед поступлением Синь в Гарвард они решают осесть в одном городке на целый год. С ними сразу знакомится загадочная Ханна, чью таинственную смерть нам и предстоит "раскрыть".
    Именно сюжет я считаю самой сильной частью истории. Хотя основное действие начинается только с 400й (!) страницы, потом вас ждет один неожиданный поворот за другим. Плюс сильная и нетривиальная кульминация.

    НВТК - типичный постмодернистский роман со всеми составляющими:
    1) Интертекстуальность. За интертекстом и бесконечными отсылками здорово теряется сам текст. Первые 300 страниц книга напоминала новогоднюю елку,г усто увешенную блестящими шарами, за которыми почти не видно, что все иголки облетели, и в целом, дерево потрепанное.
    2)."Заигрывание" с читателем, попытка вовлечь его в сюжет. Сыграть в игру с соотнесением заголовков и содержанием главы было интересно, но не сложно. Например, "Дом о семи фронтонах" - герои заезжают в особняк. С цитатами сложнее. Они на любой вкус от самых известных "Дальше тишина" до выдуманных.
    3). Открытый финал. Если книга целиком стилизована под диссертацию, то в конце вас ждет тест, где вы сами решаете, что произошло с героями.

    Говоря о стиле, нельзя не упомянуть такой прием, который в английской стилистике называется «parenthesis» и обозначает вынос информации в скобки. Вспоминается Йен Маккьюэн, который любит этот прием, но если у него все в меру, что у Пессл стабильно встречается по 3-4 скобки на страницу. В сборках содержится самая разнообразная информация от ссылок на вымышленные, по большей части, книги, до хвостов слишком громоздких предложений. Это раздражает, но минус этот субъективный, связанный с тем, что я сейчас нахожусь на финальном этапе написания своей диссертации, и ссылки мне порядком надоели. И все-таки в книге явный, явный перебор.

    В общем, думаю, что нужно было сначала читать «Ночное кино», первое впечатление порядком подпортило мнение об авторе. Хотя, конечно, несправедливо слишком сильно ругать дебют. Книгу определенно стоит читать ради увлекательного сюжета и литературной игры. Но если на домик, в котором прячется сюжет как следует дунуть (см. сказку о Трех Поросятах) и сдуть все ненужные украшения в виде флюгеров и резных ставень, конструкция только выиграет…

    9
    151