Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Fat and the Thin

Emile Zola

  • Аватар пользователя
    RoxyFoxy12 июня 2017 г.

    Мне очень нравится Артур Хейли. Он берет одну организацию, скажем, отель, и препарирует ее. В его романах погружаешься в этот маленький мирок, смотришь на него глазами и тех, кто непосредственно работает там, и тех, для кого она существует. Большая машина превращается в паззл, за которым безумно интересно наблюдать. Как все это относится к Эмиль Золя? Уже в который раз заканчиваю читать его очередную книгу из серии Ругон-Маккаров, и вспоминаю о своем первом опыте так называемого “производственного романа”. Проблема с Хейли, что книг у него не так много, и история заканчивается с каждой книгой. Но Золя… Объятия Золи широки. Он показывает мирок целого класса, а если взять еще просторнее - двадцать книг с взаимосвязанными персонажами, но при этом каждая книга как бриллиант - законченная, утонченная, голову срывающая.

    Главный персонаж “Чрева Парижа” не Флоран, случайный житель Рынка, бывший каторжник, изгой, и даже не Лиза, связанная со всем циклом, одна из Маккаров. Нет, главный персонаж - сам Рынок. Новое строение Парижа, блестящий, огромный, пышущий жизнью. Он “размалывает пищу для двухмиллионого Парижа”, но при этом Рынок - это свой особый мирок, городок, с районами, иерархией, обычаями у культурой.
    Главная пара, вокруг которой крутятся все и вся в повествовании, - красавица Лиза и ее муж Кеню, добропорядочные зажиточные мещане, владеющие колбасной лавкой. Их рутина непоколебима и проста. Даже замужество решилось без всякой романтики и драмы. “Ты хороший работник, я хорошая работница, у нас есть капитал - а не пожениться ли нам и расширить дядушкин бизнес?”. Делай хороший продукт - получай хорошую выручку, - такой девиз у этой пары. Лишь иногда в рутину влезает конкуренция. Главная конкурентка Лизы - красавица Нормандка, работает в рыбном павильоне, и “тягаются” две женщины только лишь, кто красивее приоденется и больше продаст. Но в один прекрасный день появились бедные родственники в колбасной лавке. Флоран, старший брат Кеню, который посвятил всю жизнь своему младшему брату, а потом случайно попал не в то место, не в то время, и был сослан в ссылку. Разумеется, как и полагается добропорядочной жене и невестке, Лиза со скрипом сердца приняла Флорана в свою семью. И тут началась драма… Холодная война с Нормандкой переросла в пекло, Флоран начал увлекаться не совсем добропорядочными хобби, даже был момент, когда и муж взбаламутился под влиянием брата, к счастью всего лишь на один вечер. Но рутина маленькой колбасной пропала. Как хозяйка добротного дома выкрутиться из этого положения? Что будет с Флораном, вечно скитающейся душой, которому противна всем нутром жизнь и Рынок, которые предоставили ему теплое место, деньги, работу, крышу над головой и даже еду?..

    Вот такая драма. Но на этом не все. Ведь главный персонаж, как я уже сказала, Рынок. И Эмиль Золя мастерски втягивает нас в его жизнь. Мы встретим художника Клода, который черпает вдохновение в этом мирке, но, к сожалению, как все другие художники, не может закончить своего Великого Творения. Мы прогуляемся по самым затаенным уголкам и подземельям этой машины вместе с Кадиной и Майораном - детьми Рынка, “розовощекие домашние духи этих грязных кварталов”. Почувствуем свежесть огорода и земли, та, что вдали от города, благодаря г-же Франсуа, которая приезжает на рынок только продать свои овощи. Зайдем в пивнушку, где Флоран делится своими эпическими планами с самой разношёрстной группой последователей, включая старого Гавара, который слишком поздно поймет, куда может привести язык и фантазии. И, наконец, гвоздь программы - шоураннер интерактивного ТВ рынка госпожа Саже, вся жизнь которой заключается в том, чтобы знать все и вся, подливать масла в огонь и разбавлять и без того не скучную жизнь обывателей, за что ей и тут, и там перепадают всякие снасти совершенно бесплатно.

    Забавный мирок, не правда ли?. Но это только начало. Действие впереди. Но стоит начать, будут спойлеры, поэтому здесь и остановлюсь. Иногда должно было включаться чувство отторжения. К примеру, сцена резки голубей. Или сырная симфония, где описания совсем не придают аппетитности, но желудок все равно урчит. Или даже сами обитатели рынка и их поступки. Но нет. Отторжения нет. Честно говоря, я была полностью согласна с Лизой, а страдания Флорана оказались совершенно бессмысленными.
    Для меня не новость, что Золя мастер прозы. Но я буду повторять опять и опять… Цвет, запах, звук - нигде больше не встретишь такого погружения в прозу. Он мастерски описывает, удачно окрашивает детали в прозу, что хочется читать и читать и читать.

    Дальше...


    ——
    Пометки только для себя.

    Le ventre de Paris (The Belly of Paris )

    Чрево Парижа - рынок, Лиза Кеню (дочь Антуана Макара), 1856 год.
    Дата публикации - 1873.
    Книга 3 (публикация) - 11 (рекомендация).
    Следующая - Завоевание Плассана (публ.), Радость Жизни (рекомендация. Полина, Лиза, Аристид)

    16
    415