Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Потерянные души

Поппи Брайт

  • Аватар пользователя
    gys_s7 июня 2017 г.

    Для тех, кто здесь только затем, чтобы определиться, стоит ли читать эту книгу, скажу сразу — стоит, ещё как стоит. Хотя бы для расширения кругозора. Предупреждение: гомосексуализм, инцест, твинцест, реки крови, спермы и не очень чистые (в прямом и переносном смысле) главные герои. Но постельные сцены прописаны не графически, в общей сумме здесь просто эротика. Над амморальностью инцеста можно ещё как поспорить — в мире Поппи другие правила. Да и особого треша и жестокости нет. Все, от чего может затошнить неподготовленного читателя — всего лишь декорации. Декорации к истории о потерянных душах, каковыми мы все являемся в той или иной степени.

    Стиль автора мне более чем пришелся по вкусу. Это как раз тот случай, когда боишься пропустить абзац, предложение, слово. Поначалу (а точнее, после начала, но до середины) книга шла тяжело, и когда мне хотелось перелестнуть страницу, чтобы добраться до любимой сюжетной линии, героев которой давно «не видела», я это делала, но не проходило и секунды, как возвращалась на исходное место — боялась упустить что-то важное в описании, какую-нибудь деталь, что со мной редко бывает. То, КАК написана книга меня иногда волнует не меньше, чем О ЧЕМ она, поэтому « Потерянные души» стала неожиданным и приятным сюрпризом.

    По ощущениям напоминает симбиоз между качественным фанфиком и хорошей книгой. И что-то среднее между серьезными работами, которые нужно тщательно анализировать и лёгкими книгами, которые читаются как некие «передышки». Возможно, звучит не очень здорово, но это и не реклама. Мне нравится этот симбиоз, что получился у автора на выходе, и я не жалею потраченного времени.

    А дальше возможны спойлеры.

    Авторский мир выглядит довольно правдоподобно: вампиры (несколько разных видов, в книге представлено два), колдуны (сновидцы, траволекари и просто те, кто « тонко чувствует ») и люди. Все тесно связано и выглядит цельной картиной на фоне Нового Орлеана (в каждой строчки чувствуется, как Поппи любит этот город). Центральную часть в повествовании занимают вампиры, о них хочется рассказать подробнее.

    Я не шибко разбираюсь в отряде кровососущих — никогда вампирами не увлекалась, но мне кажется, что они в этой книге выходят из-за рамок общепринятой канной нежити.

    Тут нет никакой — упаси Сатана — идеализации вампиров. Кожа у них на солнце не сверкает всеми цветами радуги, горы они поднять не смогут (да что там, почти четырёхсотлетнего вампира ссохшийся старикан чуть не завалил, тресясь от страха), возвышенных целей не приследуют и особой мудростью не отличаются. И мне это нравится. Честно. Гораздо интересней читать о другой рассе, с другими особенностями, но в тоже время такой же преземленной, как твоя собственная. Думаю, их неуязвимость сделала бы их жизнь ещё бессмысленней. А так хоть один интерес — возможность внезапной смерти, мда уж.

    Вампиры здесь — лишь отрава, раковая опухоль человечества. Они потребители, паразиты, у них в сознании размыты границы морали (или их вообще нет), само их существование несет только вред и душа у них в привычном понимании отсутствует. Они не мертвы (рождались же — как положено), но и не живы. Их удел — существование. Их смысл жизни — собственная жажда. Жажда крови, жажда жизненных сил, жажда секса, жажда выпивки… Их проклятье — невозможность насытиться. Они истинные потерянные души, но их оправдание в собственной природе. А какое оправдание у людей? Вот это вопрос.

    Молоха и Твиг — да просто подростки по вампирским меркам, шумные, весёлые, придурочные, куда ж без этого. Это очень популярное и набившее оскомину клише — два дебила подручных у главного злодея, которые постоянно ложают. О них можно так подумать, конечно, но особых косяков за ними не водилось, да и их поведение не выбивается из рамок вампиров Поппи. Все логично. Молоха и Твиг по большому счёту нужны, чтобы оттенять Зеллаха. Они не одиноки, они все вместе, они в каком-то смысле даже счастливы. На их фоне особенно остро воспринимается проблема пресловутого вампирского одиночества (Кристиан — его идеальное воплощение, но не о нем речь сейчас). У каждого в этой троице есть свои особенности: меня так всю книгу умиляло пристрастие Молохи к сладкому (ну, блин, тут такое творится, а он жрёт конфетки), Зеллах все делает «осторожно» и «грациозно" (помпезный зеленоглазый аристократишка), а Твиг мне просто нравится (абсолютно без причины и с первого взгляда), а ещё он достаточно ревнив по отношению к Молоху, хотя у них там групповушки через страницу практикуются, даром что кровати маленькие).

    Зеллах — это Зеллах, и этим все сказано. Он такой же пустой, как и Молоха с Твигом, но у него для этого, как мне кажется, оправданий меньше. Он немножечко (совсем чуть-чуть, ага) болен нарциссизмом и комплексом бога. Его мнение, его воля превыше всего. Все должно быть так, как он хочет. Если больно ему, то страдать должны все. Пример тому его поступок с девушкой Стива, когда Никто предпочел Духа ему (это же можно так назвать?) или с Кристианом, когда весь квартет укурышей потравился кровью больного старика (было довольно забавно представлять себя на месте Никто: как это по ощущениям — блевать кровью родного деда и спермой родного отца?). Откровенно говоря, таких как Зеллах и среди людей хватает: мелкие тираны, которые в сущности представляют собой лишь грязь под ногами.

    Но про него и Никто читать было интересно. Я не увидела в этом инцесте ничего аморального. Во-первых, они гребаные вампиры, другая раса, не надо вешать на них людские ярлыки. Во-вторых, инцест сам по себе был запрещён из-за кровосмешения, дети, например, у брата и сестры, в большинстве случаев рождались с видимыми отклонениями. Вот и вся причина табу. Если вы принимает гомосексуализм, то наплюйте уже на то, кому два мужика (особенно, если они — вампиры из книжки, ага) друг другу приходятся — какая к черту разница, на что это влияет? В-третьих, это бы смотрелось не очень, если бы Зеллах растил Никто все это время, все пятнадцать лет мальчик называл его «папой», а потом Зеллах бы его совратил, принудил и все в этом духе. Это как раз то, что требует осуждения. Но здесь никакой семьи и впомине нет, отсутствуют семейные ценности, да и начали они все это, не зная, кем друг другу приходятся.

    Я с интересом наблюдала за этой парочкой. Честно говоря не верю, что Зеллах способен на любовь. Он любил Никто, да. Но любил скорее в нем себя самого (ну, большинство людей не далеко ушло). Ему было хорошо с ним, ему нравилась эта связь, но жизнью ради Никто Зеллах бы не рискнул (может позже любовь бы стала крепче, но что есть, то и было), чего только стоит его последний взгляд на Никто, то, что в нем читалось.

    С этим парнем не стоит обольщатся. Он монстр. Автор не стал прилаживать усилия, чтобы хоть как-то его преукрасить. Но в этом и весь шарм, не так ли?..

    Два вампира здесь вызвали откровенную жалость — Кристиан и Никто. Кристиан слабый. Кристиан устаревший. Кристиан безвольный
    Кристиан, тонущий в одиночестве. Кристиан неприглядный. Кристиан — живой. Именно так выглядел бы вампир с его характером и не выцветшей полностью душой. Он червяк, которому негде приткнуться, для которого нигде нет места, которого уже давно вытеснили и который все ещё барахтается — по инерции. Он готов поступиться гордостью ради скупой видимости «неодиночества». Готов убивать, хотя это ему совсем не нравится, просто потому что « ну я же вампир, епта». Не очень здоровская характеристика, да? Но Кристиан мне нравится. Потому что я ему верю. Верю, что можно быть таким, прожив столько лет. Верю, что можно чувствовать то же, что и он, не видя альтернативных сценариев существования. С лёгкостью могу представить его бар в Новом Орлеане, его плащ и клыки. Мне не хотелось его смерти, честно. Он не должен был умереть так после всего, но — ах и увы — Стив был зол, а шартрез крепок.

    Про Никто скажу одно — он достоин совсем другого. Поэтому и жаль. Но он сделал свой выбор. А ещё он сын своего отца. Только лучше. Гораздо лучше.

    Людей представляет великий и ужасный Стив, злостно обчищающий старые автоматы с колой и делающий другие наиужаснейшие вещи. Я рада, что он есть у Духа, а Дух есть у него (мне просто нравится Дух, да), но блин… Одержимые не совсем здоровой любовью персонажи (как и люди) всегда вгоняют меня в раздражение. В его жизни, поступках, мыслях было слишком много его бывшей девушки. Все горестные думы и разговоры — о ней родимой. Так на самом деле бывает да, и любовь отупляет да, но меня это все, честно говоря, немного побешивало (с тобой все ещё твой Дух, сволочь ты не благодарная, радуйся), и я выдохнула с облегчением, когда предмет его печали испустила дух. Но в остальном Стив нужный элемент в книги — без него было бы не так просто увидеть Духа со стороны, и притом — непредвзято.

    Такие как Дух меня впечатляют. Он тоже потерянная душа, он идёт по тому же пути, что и Зеллах с Никто, но только в другую сторону. Но от этого путь, к сожалению, не становится менее бессмысленным.

    Такие, как он рождаются «вникуда», живут «внегде», и умирают «вникогда». Мир для Духа — его бабушка со своей памятью, своими знаниями и травами, его сновидения и все, что за ними следует и Стив. У Стива весь мир — Дух, теперь только он. А у мира единственный шанс — такие, как Дух, только ему, миру, давно плевать. И все они слишком уставшие, чтобы задаваться вопросом — почему? И эта усталость никогда не пройдёт.

    Я очень боялась, что отношения Стива и Духа будут представлять собой не только дружбу — это было бы явным перебором на фоне всего прочего. Но мои опасения не оправдались — автор все выдержал, как надо. В их чувствах нет никакого подтекста, они есть друг у друга — и этого достаточно. По-моему, это идеально.

    Был у них один — первый и последний, единственный — поцелуй, но в нем не было ничего такого, что могло бы бросить тень на их отношения, не было ничего того, чего я боялась. Они смогли не зайти слишком далеко.

    Чёрт его знает, что бы было, если бы они перестали быть только друзьями (самыми близкими друг другу людьми, братьями). Иногда стоит бояться любить слишком сильно.

    И тогда смерть — это будет действительно легко и просто.

    Книга в целом может показаться недоработанной, да. Но она уже написана. И в этом виде вызывает эмоции, оставляет определённое ощущение, и заставляет размышлять. Да, большинство героев здесь пусты. Но сама работа — нет.

    В ней есть жизнь. А это — главное.

    4
    528