Рецензия на книгу
Красные цепи
Константин Образцов
Аноним6 июня 2017 г.Отличная задумка, шикарный сюжет, интересный набор персонажей, удивительная энергетика и эстетика декораций… и никуда не годное исполнение.
Давненько с таким отчаянным сожалением не всплескивала я руками во время чтения и не сокрушалась об упущенных авторских возможностях. Ведь какой потенциал тут заложен, как здорово все могло получиться, какой шикарной историей могло все это развернуться, и как безмерно жаль, что все скатилось в какой-то трэш. Причем, я согласилась бы и на трэш, ведь и трэш может читаться на ура, если он написан с жаром и авторской страстью. Но здесь, почему-то, не получилось. А получилась какая-то каша - тут и криминалистический детектив, и мистический триллер с кивком в сторону денбрауновских игр для ума, и исторические потуги во флэшбеках, даже борновской шпионской приправы не пожалели, ну, и конечно, чтобы уж для полного винегрета, пару смердящих разложением эпизодов из "Обители зла" под финал - как-будто автор решил попробовать себя сразу в нескольких жанрах, но в одном тексте, что, на мой взгляд, все только испортило. Потому что ощущение, что начали за здравие, а закончили за упокой.
А ведь автор талантливый, яркий. Эта его яркость буквально выплескивается в отдельных частях текста, и потому откровенная… халтура?.. лень?.. тяп-ляпство?.. прущие изо всех остальных мест, режут просто без ножа.
Ну правда, едва ли не с первых страниц, стоило мне прочесть, как судмедэксперт Алина первому встречному, раз виденному на месте жестокого убийства незнакомцу вдруг ни с того ни с сего выкладывает всю информацию об экспертизе (несмотря на инструкции и правила, несмотря на то, что этот человек может быть кем угодно и, вполне возможно, даже самим убийцей, несмотря на ее заявленные высокие моральные качества и принципы, наконец, ведь она только что выскочила в праведном гневе из кабинета начальника, прозрачно попросившего в этом деле кое-что прикрыть), я поняла, что уже не могу и не смогу серьезно относиться к этому роману. Но и несерьезно, поверхностно, закрывая глаза на огрехи, как стоило бы отнестись к незамысловатой, легкой развлекательной литературе, тоже не смогу, потому что роман все-таки с претензией, потому что автор очевидно талантлив, и потому что планка задана высокая, и я подспудно на эту планку буду коситься и прикидывать, когда же мы с автором до нее доберемся.В итоге, вот это поглядывание на планку едва не привело меня к косоглазию и до безобразия утомило, потому что вместо расслабленного чтения я в режиме радара пикала мерзким пиком на все ляпы и шероховатости в тексте, не в силах отвлечься, увлечься и не раздражаться. Меня тошнило от виски, налитого в стаканы всех без исключения героев романа (почему, интересно, они все там заливаются алкоголем и почему не знают других напитков кроме этого ирландского самогона?) и постоянно повторяющихся дымно-болотно-торфяных эпитетов к этому пойлу. Меня неприятно цепляли одни и те же описания внешности "красиво стареющих мужчин" средних лет, в равной степени похожих "то на адмирала, то на профессора" (ну правда, автор, я раза три читала эту вашу метафору в отношении разных мужчин в этом романе). Меня бесил совершенно плоский главный герой Родион Гронский с его убогой трагедией и вялой мотивацией, ведь он должен был развернуться харизматичным спецагентом с волнующим темным прошлым и тонкой душевной организацией, но развернулся тем, чем есть. Меня смешил злодей Абдула с толпой тупого быдла в своем окружении, но еще более насмешил Кардинал, который выглядит не как глава серьезной организации, а как заурядный рейдер, но зато с претензией на повелителя лимонных косточек.
В какой-то момент, наверное, сразу после того, как за один день, проведенный в библиотеке, суперагент Гронский самостоятельно изучил все основные оккультные и алхимические трактаты по теме (в первоисточниках, не как иначе) и заделался большим специалистом по "Rubeus Vinculum", я перестала смеяться и загрустила. И все остальное, что должно было увлекать и волновать меня, начало все глубже и глубже погружать в печаль: и эпатажные сцены с психически больным паталогоанатом и его мертвой возлюбленной, и художник смерти с его картинами, и старуха с вросшим в голову глазом сиамского близнеца, и тестостероновая драка в баре, и погубленная Маша Галачьянц с ее трепетной бабочкой-спутницей - все это так нарочито, понятно, так режуще глаз очевидно вставлено там и тут, и так откровенно намерено предложено автором, чтобы меня встряхнуть, взволновать, окунуть с головой в драйв, что немедленно хочется наоборот все это вымарать из текста. Зачем эти примитивные приемы? Они лишь огрубляют, удешевляют и снижают литературную ценность всей этой истории.И все же, я оценила эту книгу своим "почти совсем понравилось", хотя на протяжении всего чтения думала, что этот роман ушел в молоко, настолько мимо меня, насколько только возможно. Однако, отдельные части написаны бесподобно. Сцены с оборотнем чудесные, все, без исключения. Хроники Рыцаря прекрасно стилизованы (если закрыть глаза, конечно, на знатную незамужнюю даму, путешествующую в те времена в одиночку по постоялым дворам Европы в сопровождении мужчины, крепко так, зажмурившись, закрыть). Ну и полотно декораций, конечно, шедевр. Какие же шикарные пейзажи и описания города. Он вышел буквально самостоятельным персонажем, самым ярким и запоминающимся из всех, несмотря на депрессивно-мрачный характер и отвратительный смрад, который буквально забивает ноздри, пропитывает насквозь, стоит читателю шагнуть вслед за остальными героями по его темным, запутанным улочкам, парадным, лестничным переходам, чердакам, подвалам и крышам.
Надо сказать, что именно запахи, наполняющие этот текст, меня особо покорили: это, действительно, высший пилотаж так писать, чтобы текст, стерильно светящийся на экране или поблескивающий свежей типографской краской на хрустяще-белом листе бумаги, пах тленом, сыростью, плесенью, пылью, крысиным ядом, мочой, всеми теми смелыми наборами ароматов, в которые решил укутать читателя автор. Вот здесь, действительно, браво. Восхитительная, непередаваемая, мрачная, волнующая, идеальная атмосфера для мистического триллера. Лучше и быть не может.Тем обидней после вот таких великолепных строк, после этой поэзии мрака вдруг натолкнуться на судмедэксперта Алину и...
Алина аккуратно зарядила патроны с картечью обратно в «моссберг» и мельком взглянула на свое отражение в темном стекле: в руках помповое ружье, на плече огнемет, из кармана торчит рукоять пистолета. Алина коммандос. По губам скользнула невольная улыбка.Рука-лицо. Занавес. Выносите!
11153