Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Учение дона Хуана

Карлос Кастанеда

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2017 г.

    «Мне бы мескалина и я доберусь до дома»

    Наверняка, каждый из вас хоть раз сталкивался с именем Карлоса Кастанеды. Его «путь война» нет-нет да и мелькнёт в вашем информационном поле. Во всяком случае, у меня так и было. Сугубо из-за «научного интереса» (читать «любопытства»), произошло знакомство с первой книгой Кастанеды «Учения дона Хуана».

    Будучи студентом антропологии Калифорнийского университета, автор совершил несколько путешествий на земли Мексики, чтобы собрать сведения о лекарственных растениях, используемых индейцами тех мест. Учителем и «проводником в мир растений» послужил дон Хуан, чьим именем и названа книга.

    Книга разделена на две части. Первая построена в виде дневника и основана по форме «вопрос — ответ». Автор задавал вопросы и пытался научиться мудрости жизненной философии учителя, попутно изучая воздействие трав, «расширяющих сознание». Вторая часть – структурный анализ первой части, своего рода постскриптум с разъяснением, что же это было.

    Сознательно не хочу в рецензии упоминать про растения/грибы/кактусы, о которых упоминается в книге. Потому что, на мой взгляд, Кастанеда писал не об этом, хотя для развития кругозора читать о «зельеваренье» более чем интересно.

    Типичный диалог между автором и доном Хуаном:


    Птица летает, как птица, а человек, который принял «траву дьявола», летает, как человек, принявший «траву дьявола»
    — Так же, как птица?
    — Нет, как человек, принявший «траву дьявола».
    — Значит, в действительности я не летал, дон Хуан? Я летал в собственном воображении. Только в своем мозгу. Где было моё тело?
    — В кустах! — съязвил дон Хуан, но тут же рассмеялся.

    Возможно, когда-то человек и был ближе к природе. Ближе к богам. И эта близость позволяла человеку быть чуть более осознанным. Рычагов для единения с «высшими силами» за время существования человека придумано не мало. Про одну из трав дон Хуан говорил, что это «сила, которая способна транспортировать человека за пределы его личности».

    Заготовка смеси любого из растений/грибов/кактусов тесно связана с ритуалами, которые зачастую автору остались непонятными. Сбор ингредиентов для зелья похож на квест, где необходимо найти определенное место, станцевать причудливый танец, закопать, подождать, найти снова и наконец, скурить/съесть/выпить. На вопрос «Зачем? » автор получал неоднозначные ответы с единственным смыслом «Надо» и намёком на то, что этот опыт принесёт плоды в будущем. Ведь всё, что принимал автор — не цель, а лишь средство.


    «Ищи и смотри на чудеса повсюду вокруг себя. Ты устаешь от глядения на самого себя, и эта усталость делает тебя глухим и слепым повсюду ко всему остальному».

    После каждого «употребления» автор подробно описывает свои ощущения. Все возникшие вопросы обсуждается с доном Хуаном. Эта история с «дурман-травой» лишь мишура, чтобы донести важные истины о вещах, которые, люди, в свою очередь, благополучно забывают. Про то, что жизнь – это путь, у каждого это «путь война». Принимать книгу как руководство к психотропным веществам в корне не верно, убедиться при чтении других, не менее провокационных книг Кастанеды. («Сказки о силе», «Отдельная реальность»)

    Человеку необходимы знания, чтобы открыть самого себя миру, стать его частью. Дон Хуан говорит о том, что жить нужно осознанно, чувствуя каждый момент, прокладывать путь по зову своего «я».


    Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.
    Человек идет к знанию так же, как он идет на войну — полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости.

    «Учение Дона Хуана»- часть магистерской работы Кастанеды по антропологии. Но до сих пор ставится под сомнение реальность личности дона Хуана. Так или иначе, чтение книги – это интереснейший опыт, стоит только помнить, что мы не в Мексике, чтобы искать истину в мескалине. Истина всегда между строк.


    Желание учиться — это не амбиция, — сказал он, — это наша судьба.

    Антропология, друзья, она такая.

    2
    414