Рецензия на книгу
Письма к брату
Винсент ван Гог
Аноним6 июня 2017 г.«С годами дорога жизни отнюдь не становится ровнее»
«Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой».Спасибо человечеству за автобиографии, мемуары и личные письма. Автор и персонаж в этих произведениях являются одним лицом, и это здорово облегчает задачу в раскрытии всех тайн и секретов, которые так любят люди. Письма разрешают пожить во внутреннем мире героя, как в соседской квартире: посидеть на его кухне, попить с ним чай, понаблюдать за тем, как хижина его душевного состояния разваливается или, наоборот, крепнет. «Письма к Тео» позволяют насладиться этой возможностью в полной мере.
Мы узнаём о жизни Винсента Ван Гога через письма, которые он отправлял брату Тео в период с 1882 года по 1890. Но, опубликованные в этом сборнике истории — неполный диалог. Остаётся послевкусие недосказанности, потому что ответов здесь нет. Но и без них понятно, что Винсент и Тео – это две части большого целого, гармонично существующие, поддерживающие друг в друге лучшие устремления, и объединённые вокруг ядра – искусства.
Художественный мир здесь противопоставлен всему остальному. И это основная тема писем. В служении искусству видится главная цель, на его алтарь идут любые жертвы – бедность, голод, болезни. Поэтому зачастую письма составляют собой список необходимых вещей для существования, просьбы о помощи. Рядом с ними соседствуют зарисовки, даже не изображённые картинки, но, лишь высказанные, они моментально превращаются в живые акварели, или масляные полотна, перед глазами читателя.
«Если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого».От начала и до конца сборника читатель смотрит на мир глазами Винсента – здорового, молодого и нерешительного, затем устремлённого в искусство, делающего неловкие первые шаги, но уже уверенного в своей правоте, или болезненного, уставшего от реальности, бессильного против неё, но глубоко верующего в собственное предназначение и его правильность. На фоне этого мы знакомимся с его мыслями о любви, ошибках, приоритетах. При чтении вспоминаешь философов Нового времени и Просвещения — Блеза Паскаля с его «Мыслями», Жан-Жака Руссо с «Исповедью» и, внезапно, Л.Н. Толстова с любым его произведением. В этих работах каждое слово, устремлённое к созданию мира, где герой живёт по принципу любви, становится светом, наполняющим душу, оказывающим целительное действие. Но становится понятно, что читать художников гораздо приятнее, чем философов. Наверное, всё дело в возможности совмещать своё мировоззрение и труд, и выражать эти явления друг через друга. Жан-Жак на фоне Винсента выглядит неопытным юнцом, запутавшимся в собственных мыслях и поступках.
В письмах очень много личного, почти интимного. Прослеживается неразрывная связь между художником и внешним миром. Его видение окружающего пространства является проекцией внутренних переживаний, превращая реальный мир и героя, в художника и художественный материал. Такое мировоззрение отражается и в жизни других персонажей писем – мастеров-импрессионистов, имеющих те же проблемы, близких по духу и состоянию.
«Натура всегда начинает с того, что сопротивляется художнику, но тот, кто берется за дело всерьез, не даст этому сопротивлению сбить его с пути; напротив, оно лишь побуждает его бороться за победу; в сущности, природа и настоящий художник едины».Противостояние в «Письмах к Тео» обитает повсюду. Борьба за выживание, против одолевающего безумия, и с ним, происходящая в глубине личности. За возможности существования импрессионизма как течения в живописной среде. За права художников на выбор своего пути. Но, главное, что в каждой битве Винсент выходит победителем – он каждый раз доказывает право на свободу своего искусства.
2122