Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
kiss_vita3 июня 2017 г.Привет, Училка!
Нравится ли Вам быть Училкой? Почему Вы ей стали? Какова цель Вашей работы - учить, давать новые знания или же влиять на молодые, еще спящие умы, еще не сформировавшиеся характеры, на судьбу и выбор маленького человека? Имеете ли вы на это право, если сами не в силах удержать в руках собственную жизнь и служить достойным примером? Осознаете ли Вы, что глаза, наивно и тупо исследующие Вас на уроке, могли уже видеть гораздо больше, чем Вы, обладающая неоценимыми познаниями в языке и литературе? Что эти дети - пока что несхватившийся цемент, но еще чуть больше времени и чуть больше провалов и разочарований - и разум их закостенеет, движения станут резкими, поведение - отстраненным, взгляд - подозрительным. Они станут взрослыми. У Вас есть последний шанс подсыпать в этот раствор немного человечности и понимания. Так давайте же преподавать добро!
Носившая в детстве кличку Зверуха.
Очень долго я откладывала чтение "Вверх по лестнице, ведущей вниз" и надо отметить, что зря. Приятная, меткая, актуальная книга, которая не вызвала у меня едких замечаний, желания поспорить или мучительной зевоты. Проблема взаимоотношений ученика и учителя, борьба идеалиста против сухой бюрократической системы, тема особой миссии Педагога, спасение заблудшей и отбившейся от стада овцы... Если когда-нибудь это перестанет волновать писателей и человечество в целом, то это ознаменует апокалипсис и обозначит окончательный распад общества, возвращение к первобытному состоянию. В самом деле, на месте ученика, за шаткой изрисованной ручками партой сидел каждый, а вот на месте учителя, окруженного равнодушием, скукой и ленью вместо ожидаемого энтузиазма и десятков горящих глаз, я не пожелаю оказаться никому. Не вспоминая уже о бесконечной бумажной волоките, мизерной зарплате, непередаваемой словами ответственности, отсутствии благодарности и поддержки и постоянно недовольных и наглых родителях (более современное явление, кстати, когда в плохих оценках виноват не ученик, а учитель). После всего этого я не понимаю, как у человека в здравом рассудке может появиться осознанное желание стать педагогом, воспитателем, тренером, наставником. Видно, есть какая-то отдача от воспитанников, которая стоит всех этих жертв, седых волос и погибших в бою нервных клетках. Снимаю шляпу, но не перестаю удивляться.Возвращаясь же к книге Белы Кауфман, хочу отдельно отметить ловко подобранный стиль повествования и удачно прописанные образы героев. Эта смесь сухих циркуляров, забавных сочинений и записок учеников, писем учителей друг другу, расписаний, бланков живо возвращает читателя в класс, напоминает школьные годы, соседей по парте, смешные проделки, будит желание проказничать, списывать и нестись со звонком на перемену прочь из класса. Вы вспомните усталое лицо своей первой учительницы, смех закадычного школьного друга, страх перед контрольными и мучительные попытки разродиться оригинальным сочинением на заданную тему. Вся книга наполнена жизнью, она правдива, не пахнет фальшивой моралью, ни одна из сторон не играет роль жертвы или святого, и персонажи, кажется, сошли со страниц вашей автобиографии.
В общем, я чрезвычайно довольна, что познакомилась с этим произведением и автором. Счастлива, что уже окончила школу и институт и попрощалась с уроками, учителями и грызением научного гранита в некоторых далеких от меня сферах (прощай, ненавистная физика и химия!). Но особенно рада, что уже успела извиниться за свое поведение перед особо помучившимися со мной учителями. Нелегко им пришлось.
741