Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Время жить и время умирать

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июня 2017 г.

    О мире и не только

    В последнее время всё чаще сталкиваюсь с тем, что в моём читательском опыте более чётко выделяется понятие "не мой автор". И ладно если бы произведения вызывали откровенную неприязнь, но нет: текст просто прочитывается, практически ничего за собой не оставляя. К сожалению, прославленный Ремарк с антивоенной прозой отправился в ту же копилку, хотя я возлагала на него надежды. И начала я знакомство с этим автором с достаточно известных его произведений. На данный момент позади уже три романа («Жизнь взаймы», «Три товарища», «Время жить и время умирать»)... И не цепляет.
    А теперь по существу.
    Я люблю естественность повествования, когда события и поведение героев воспринимаются максимально плавно и непринуждённо. Здесь этого не было, ощущалась какая-то театральность. Перед глазами так и мелькал ГГ, стоящий на сцене, а за его спиной просто менялись декорации (как в британской экранизации «Анны Карениной»). Я понимаю, что книга о военном времени, которому свойственна хаотичность, но всё же... Этот же приём должен воздействовать как-то на читателя, так? Чтобы нарастало внутреннее напряжение, усиливалось ожидание дальнейших сцен, элементарно - переживания. Но не случилось. Лично меня это всё только раздражало. Но что ж поделать, автор же пытался вместить целую жизнь в трёхнедельный промежуток между адскими котлами войны.
    Ещё один больной для меня вопрос: зачем столько бессмысленных и/или повторяющихся диалогов? Уже после половины романа мне хотелось, неистово тряся издание, выпытать у книги ответ на этот вопрос. Эти диалоги спокойно можно было бы заменить авторскими словами, красиво описывающими нам если не суть (это было бы ещё глупее), то атмосферу этих разговоров. Вот этого как раз в книге не хватало. Много есть внутренних переживаний, конфликтов с самим собой у ГГ, но недостаточно показано, КАК сложились его взаимоотношения с другими персонажами. Читатель видит ЧТО, но мало понимает КАК.
    Далее. Наверное, каждый, более или менее интересующийся литературой, пусть даже лично не знакомый с Ремарком, знает, что его герои всегда, я повторяю, всегда и везде пьют. Неистово, как в последний раз (хотя учитывая военную тематику, тут можно и без иронии, конечно). Тут же проспиртовано, наверное, 80% листов. Да-да. ГГ и его ГГ-ня прикладываются к рюмке/бутылке постоянно. Причем этот алкоголь преимущественно крепкий и в больших количествах. Наверное, их организмы уже так привыкли к такому состоянию, что у героев не возникает никаких побочных эффектов. Хотя, может, такое повествование и есть побочный эффект? Я многое понимаю, но всё же...
    Пытаюсь я всё это логически оправдать в своей голове, отсюда, наверное, и 4 балла накинула. От этого большой симпатии к тексту не возникает, хотя есть моменты, конечно, которые мне понравились. Начало было зубодробительным, эффектным, впечатляющим. Середина - шатко-валко. Концовка - в общем-то, логичной. У Ремарка действительно сильный антивоенный посыл, и в тексте на это делается большой упор. Очень много здравых мыслей не столько о Второй мировой, сколько о военных конфликтах в принципе. Очень жаль, что подобный взгляд совершенно не ценится на мировой арене, учитывая огромное количество таковых на планете. Что также понравилось: не каждый немец - враг. Иногда читаю какие-нибудь отзывы, комментарии по этому поводу и удивляюсь, что люди до сих пор воспринимают целую нацию прошлого как врагов, а подобные ремарковским мысли для них - шок и открытие. С одной стороны, это понятно, но с другой - несколько узколобо. По крайней мере, теперь. Позабавила меня, к слову, как-то рецензия на ЛЛ одной девушки (не помню, что была за книга, но она была о войне), у которой Ремарк - любимый автор, но то, что не каждый немец - враг, фашист, нацист, стало для неё великим открытием. Как, Карл? Твой же любимый автор говорит об этом! Ну да бог с этим. Также вопрос личной ответственности очень хорошо проиллюстрирован Ремарком. Точнее, отказ от того, чтобы эту ответственность нести. И много других мелких деталей, которые составляют целое полотно переосмысления ГГ (и читателями, конечно) политики и войны. Этим Ремарку удалось снискать моё расположение, как ни крути.

    8
    95