Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Голос ночной птицы

Роберт Маккаммон

  • Аватар пользователя
    Little_Red_Book1 июня 2017 г.

    «Мало ли в Бразилии донов Педро, мало ли в детективах Мэтью!» Примерно такой мотив вертелся у меня в голове, когда, только-только дочитав книгу Сюзанны Грегори из серии «Мэттью Бартоломью» (имя пишется с двумя «т»), я, не отходя далеко от историко-детективной темы, принялась за чтение первого романа из цикла «Мэтью Корбетт» (тоже с двумя «т» — только в фамилии). Ну, скажу я вам, один Мэтью другому — рознь. В романе «Чума на оба ваших дома» детективная линия существенно уступает исторической составляющей, после прочтения тянет ознакомиться с материалами на тему медицины Средневековья, почитать об учебных заведениях в Англии XIV-го столетия, и... всё. Расследование преступлений идёт довольно вяло, и в этом плане книга напоминает плавно текущий телесериал. А вот «Голос ночной птицы»... Если продолжать киношные ассоциации, то, сдаётся мне, это был «полный метр». Да ещё какой! Книга, почти в три раза превышающая предыдущую по объему, «улетела» за пару дней. На одном сайте, посвященном книгам (не на ЛайвЛибе — мало ли в интернете книгосайтов), я уже позже прочла что-то вроде совета, максимально точно характеризующего эффект от этого детектива. Может, я что-то присочиняю, но выглядит этот совет примерно так: «постарайтесь не начинать читать эту книгу в момент большой загруженности; иначе все дела окажутся не выполненными, дети и домашние питомцы не накормленными, а поход в магазин за продуктами будет отложен на неопределенное время». И всё это, как вы уже поняли, по причине максимальной увлекательности этой книги.

    Историческим в романе является только время действия (самый конец XVII-го столетия) и описываемые реалии — а между тем персонажи допускают в своей речи весьма вольные выражения, не могущие, казалось бы, быть в пасторальной обстановке Нового света. Хотя, кто его знает, может быть, устная речь обитателей молодой Америки была именно такой — экспрессивной и щедрой на эмоциональную оценку собеседников. Как и их поступки — они не очень-то соответствуют пуританским нравам той эпохи. А вот что действительно было на самом деле, и на чём основано действие романа — так это «охота на ведьм», продолжившаяся и в следующий, казалось бы, просвещенный век. Уцелели документальные свидетельства, рассказывающие о событиях Салема, для персонажей романа «Голос ночной птицы» они недавнее прошлое, всего-то пару лет прошло. Вот казалось бы: основатель поселка Фаунт-Роял, в котором разворачивается действие романа — он ведь считает себя прогрессивным членом общества, а верит в то, что прислуживание тёмным силам можно доказать с помощью науки. А так как все обитатели поселка мнят себя такими же законопослушными гражданами, то и вызывается в этот самый Фаунт-Роял — четыре улицы, пара десятков домов и, собственно, Королевский Источник — магистр. Ну, чтоб всё было честь по чести, сначала суд, а потом уже можно ведьму сжечь. (Добавлю — и сувениры с места казни потом продавать; ничем не гнушаются люди ради бизнеса.) Да вот незадача — в компании с магистром прибыл его клерк, человек молодой, дотошный, любопытный, на досуге любит играть в шахматы и решать логические задачи на латыни. Да, это и был Мэтью Корбетт.

    И тут такое завертелось!.. И правда, сложно неискушенному молодому человеку поверить, что родинки на теле подследственной могут быть доказательством вины. (А, обладательницы родимых пятен, вы наверняка вздрогнули? Ну-ну, а в период упомянутой «охоты» уликой могла стать любая мелочь.) И к тому же, клерку становится очевидной одна простая вещь — кто-то, как сейчас принято выражаться, «подсиживает» женщину, уж слишком она неудобная личность для соседей. Всем не угодила окружающим — и характером, и внешностью. Кстати, что мне понравилось в романе — с самого начала идут подробные описания внешности персонажей. (Понимаете, обычно писатели-мужчины уделяют мало внимания внешнему виду персонажей, даже забывают сказать, какого, допустим, цвета глаза у главного героя.) Да, я понимаю, в детективе важное — логика и действие (как в шахматах), но для этого романа оказалась важной и «масть» персонажей (так же, повторюсь, как и в шахматах). Дело в том, что обвиняемая в ведьмовстве оказалась «белой вороной» среди своих соседей — и в прямом, и в переносном смысле слова, что и привело к её выбору в качестве «подсадной утки». ...А, впрочем, не буду раскрывать всех ходов автора. Скажу лишь, что у всех значимых обитателей Фаунт-Рояла оказались секреты, которые и пришлось раскрывать Корбетту. Раскрывать их пришлось, во-первых, самостоятельно, поскольку магистрат оказался на это неспособен по состоянию здоровья — кстати, ещё один повод заинтересоваться медициной того времени. Только не советую увлекаться, поскольку описание всех этих процедур — кровопускание, а тут ещё банки больному ставят — способно оттолкнуть впечатлительных читателей. Да, и, во-вторых, расследование должно было идти максимально быстро — в запасе у Корбетта всего-то несколько дней. Подводя итог, уверяю — тот, кто начнёт читать этот детектив, не оторвётся от него, пока не проживёт эту неделю вместе с главным героем. Поэтому не забудьте про упомянутый выше совет: покормить своих рыбок, Шариков и Барсиков перед чтением — очень, знаете ли, затягивает.

    9
    54