Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках

Кадзуо Исигуро

  • Аватар пользователя
    primadonnalee1 июня 2017 г.

    Очень приятное послевкусие оставила после себя книга. Что удивительно ― мне не очень нравится повседневность, но от этой я просто не могла оторваться. В чем же причина? Заурядные истории, заурядные персонажи, да и интриги, как таковой, нет, но есть нечто, что удерживает внимание и заставляет листать страницу за страницей.

    И лишь потом я поняла ― музыка. Ее здесь не так много, как может показаться на первый взгляд, исходя из описания. И в то же время ― она всюду. Она ― крошечный рычаг, который управляет каждым персонажем и бросает его из одной среды в другую. Она скрывается за каждой репликой, каждым описанием и тихо-тихо звучит в унисон с текстом. Удивительно.

    Да, герои (почти все) музыканты, да музыка в их жизни занимает исключительно важную роль, но она медленно отодвигается на задний план, выдвигая вперед простые человеческие переживания. Она апеллирует к памяти так же хорошо, как французское бисквитное печенье Пруста, заставляя предаваться воспоминаниям, порой приятным, а порой ― слишком тяжелым. И она же делает своих подопечных слишком самонадеянными, но расставляет у них на пути к славе множество испытаний, которые не каждый способен пройти. В этом плане меня зацепила последняя история, где Тибор, предавшись опьяняющему чувству превосходства, так и не смог с ним совладать до конца. И в конечном итоге оставил музыку. Хотя, мне кажется, музыка сама оставила его.

    И почему-то после этой книги мне захотелось послушать джаз. Вот так.

    3
    55