Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    evagrafova31 мая 2017 г.

    Танец над пропастью

    Влюбленный хочет вырядить свою возлюбленную в шелка, облечь ее в мягкие ткани востока, а чаще всего обладает ею на убогой кровати.

    Рафаэль де Валентен поглощен идеалистическими мечтами, увлечен титаническим трудом для воплощения творческих идей, пренебрегая внешними радостями жизни. Обрекая себя на истинное подвижничество ради науки и любви, он облекает свою нищету в благородные одежды, свои унижения в любви наделяет геройскими качествами. Стремление к вечному, общение с "бессмертными" - питает душу и сердце Рафаэля. Комнатный гений, чувственный, увлеченный, прекрасный! Есть необъяснимая прелесть в том, как человек воздвигает в себе "нерукотворный памятник", принося все силы и возможности юношеской жизни в жертву (конечно, сам он не считает их таковыми).
    Но.. гениальность, чувственность, вся эта прелесть юношеского альтруизма в реальности ограничивается пределами убогой комнаты в беднейшем парижском районе. Крайняя нищета обостряет чувства. Пока дверь комнаты закрыта, он поглощен самосозерцанием, возвышен животворными идеями, движим деятельным творчеством. Но когда сворачивает кишки от голода, не до идей и творчества, разум мутится, и злосчастные экю и франки бесстыдно завладевают мыслями человека.
    Любовь и дружеское участие таких же бедных соседей не удовлетворяет честолюбивые мечты убежденного в своей гениальности молодого человека, духовное творчество не приносит плоды и славу. Деньги - это другое, золотые могут заменить и любовь, и участие, экю и франки могут обеспечить признание и уважение.
    И Рафаэль, не раздумывая, решается на сделку со своей совестью и разумом, продает душу и сердце неведомой силе "шагреневой кожи". И оказывается низвергнут.


    Все излишества -- братья. Эти социальные уродства обладают, как пропасти, притягательной силой; они влекут нас к себе, как остров святой Елены манил Наполеона; они вызывают головокружение, они завораживают, и, сами не зная зачем, мы стремимся заглянуть в бездну. Быть может, в ней есть идея бесконечности; быть может, в ней таится нечто чрезвычайно лестное для человеческой гордости -- не привлекает ли тогда наша судьба всеобщего внимания? Ради контраста с блаженными часами занятий, с радостями творчества утомленный художник требует себе, то ли, как бог, - воскресного отдохновения, то ли, как дьявол, - сладострастия ада, чтобы деятельность чувств противопоставить деятельности умственных своих способностей.

    Чудовищная трагедия человека, трагедия души и духа. В борьбе со страстями, которых он был лишен в детстве и молодости, Рафаэль проиграл, безоговорочно, без шанса "отыграть" у судьбы и жалкого куска ослиной шкуры.

    12
    151