Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Белое на черном

Рубен Гальего

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2017 г.

    «Я герой, скажите мне, какого романа»

    «Белое на чёрном. Чёрное на белом» — проговариваю про себя и в голове всплывает расхожая фраза: «нет худа без добра». Возможно в силу своего юношеского максимализма, отказываюсь понимать эту истину. Знаете, «плохо» и «хорошо», «белое» и «черное» очень даже существуют отдельно друг от друга. Война – это зло. Неизлечимые болезни – это плохо. Пусть это «зло» показательно, направлено на проявление милосердия и делает человечество сильнее, но на сам момент процесса – это абсолютное зло и плохо.

    Рубенс в книге описывает собственный жизненный опыт. Судьба распорядилась с ним с особой избирательностью. Автор — сын венесуэльца и испанки, внук генерального секретаря Коммунистической партии народов Испании Игнасио Гальего. Родился в Москве в Кремлёвской больнице в 1968 году. При рождении ему был поставлен диагноз «детский церебральный паралич».

    Книга «Белое на чёрном» принесла Рубенсу известность , и в 2003 году была удостоена литературной премии «Букер — Открытая Россия» за лучший роман на русском языке.

    Но это случилось «после».

    А «до» была разлука с матерью в младенческом возрасте. Сразу после рождения Рубенс объявлен умершим и отправлен в детский дом. не трудно догадаться, что с далеко не славянской внешностью, с ДЦП в детском доме ждала его та самая, «полоса Черная».


    Это был плохой детдом, очень плохой. Плохая еда, плохие взрослые. Всё плохо.

    Нянечки не отличались добротой. Методы воспитания в детдомах, мягко говоря, не гуманны.

    Возможно, книга не найдёт положительных отзывов, ведь там «слишком пессимистично. И зачем о таком писать… В мире ведь так много всего прекрасного, а тут сплошная чернуха».

    А для кого-то это чёрное и есть жизнь. На мой взгляд, единственное, что прекрасно в мире – так это разносторонность. Мир способен вместить себя не только белое, но и чёрное. Мир вообще цветной, имеет место быть весь диапазон красок.

    Мне повезло, я выросла в семье, которая даже любит меня, такая вот роскошь. Кому-то повезло меньше. Детство, к сожалению, человек себе не выбирает.

    В процессе жизни, каждый человек пишет свою книгу, где сам и выступает главным героем.

    У Рубенса она — «Белое на чёрном». Книга жёсткая. Художественной ценностью книга, возможно, не отличается. литературных приёмов почти нет. Нет высокопарных слов, метафор, эпитетов. Да и сюжета тоже нет, история разбита на маленькие главы, как обрывки воспоминаний. Но произведение очень важное и нужное. Страшно, когда у ребёнка возникает желание убивать от отчаяния, когда жизнь для него — выживание. Но в книге нет жалоб как таковых, всё описанное, воспринимается как данность.


    Детдомовцы имели право переписываться с родителями. Каждую неделю воспитательница упорно уговаривала детей писать письма. Каждую неделю дети упрямо отказывались писать домой.

    Или вот:


    В палате нас было десять человек. Вернее – девять. Вовочку мы не считали. Вовочка не говорил.

    Коротко про страхи:


    С десяти лет я боялся попасть в дурдом или в дом престарелых. Не попасть в дурдом было просто. Надо было всего лишь хорошо себя вести, слушаться старших и не жаловаться, никогда не жаловаться. В дом престарелых попадали все, кто не ходил. Ни за что, просто так.

    Встречаются детские диалоги, где видно, ребятишки мудры не по годам:


    – Возьми «Три мушкетёра».
    – «Три мушкетера» я уже читал, и она детская, дай «Солярис».
    – Ты ничего в ней не поймёшь.
    – Пойму.
    – Ты упрямый, это хорошо. Возьми «Солярис», потом расскажешь, что понял.
    Я прочёл «Солярис» за воскресенье. Когда Саша спросил меня, что я понял из книги, я ответил: главному герою незачем было лететь, ведь с женщиной надо было разбираться раньше и на Земле.

    «Белое на чёрном» нужна нам, чтобы знали и помнили – проблема людей с ограниченными возможностями существуют. Проблема отношений людей друг к другу тоже существует. И, наверное, следует сказать «спасибо» таким книгам, что напоминают и говорят том, о чем молчать нельзя.


    Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног – ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей – надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, – всё. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода.
    3
    141