Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Перебои в смерти

Жозе Сарамаго

  • Аватар пользователя
    BrunstingThirling30 мая 2017 г.

    как бы там ни было, все, что говорится о боге и о смерти, – не более чем россказни, и наша история – всего лишь одна из них

    Если одним словом - восторг! Какой-то щенячий восторг, когда о прочитанном хочется говорить и говорить, при чем не взирая на лица этих бедных, случайно оказавшихся рядом, людей (для многих из них что Сарамаго, что Тютчев - разницы нет.) После "Перебоев в смерти" я хотела поделиться своим восторгом с миром! Цитировать-цитировать!
    Много читала о своеобразной стилистике автора - она не только меня не напрягала, но нравилась несказанно! Не знаю Сарамаго в оригинале, а переводчику Александру Богдановскому - браво! Эти бесконечные предложения, невообразимая игра слов и игра в слова - я этим наслаждалась.


    Слова страшно подвижны и текучи, и меняются день ото дня, и зыбки, как тени, да они и есть тени, и существуют в той степени, в какой и не существуют, это мыльные пузыри, еле слышный рокот моря в витой раковине, срубленные стволы

    Роман многогранен, множество проблем затронуто автором - социальных, этических, моральных, политических, религиозных. Этот роман в некотором роде и памфлет и философская притча. И сколько юмора, иронии, сарказма! Особенно понравилось ну очень ироническое отношение автора к вопросу жизни и смерти. Хочется остановиться на образе смерти в романе.


    Если некто – человек или смерть: разницы в данном случае нет никакой – изо дня в день ревностно и скрупулезно, ни в чем не сомневаясь, ни о чем не спрашивая, исполняет свою работу, все внимание уделяя тому лишь, чтобы следовать предначертанному свыше, и если по прошествии известного срока никто не сунет нос, интересуясь тем, как именно справляется этот некто с возложенными на него обязанностями, то с полнейшей определенностью можно предречь: он или она, сами того не замечая, очень скоро начнут вести себя так, словно повелевают и безраздельно владеют всем, что делают, причем определяют не только что делать, но также – как и когда.

    смерть и вправду оказалась женщиной. Со всеми ее чертами, свойствами и особенностями

    ...стала не то что тенью виолончелиста, а - воздухом, которым он дышал. У тени, согласимся, есть большой недостаток: она незаметна без источника света. Смерть же сидела рядом с виолончелистом в такси, увозившем его домой, вместе с ним входила в дом, благосклонно взирала, как беснуется ошалевший от радости пёс, а потом, словно её пригласили погостить некоторое время, - устраивалась.

    . Смерть вернулась в постель, обняла спящего и, не понимая, что происходит, ибо смерть не спит никогда — почувствовала вдруг, как сон мягко смыкает ей веки. На следующий день никто не умер.

    Всё.
    Но, в этой идиллии (Музыка и Любовь побеждают смерть) не могу забыть, что в своей картотеке смерть исправила возраст виолончелиста на год. Только на год. И как тут не вспомнить, что мы все пребываем


    между надеждой жить вечно и страхом никогда не умереть ...
    6
    129