Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним30 мая 2017 г.Роман настолько объемен по количеству заложенных в него смыслов, что вполне мог бы называться "Страдание и искупление", "Тварь дрожащая или право имею?", можно предложить кучу других вариантов. Однако он все же озаглавлен «Преступление и наказание»; Достоевский предпочел сконцентрировать внимание читателя на конкретном злодеянии – убийстве старухи-процентщицы и ее не ко времени вернувшейся домой сестры, а также на наказании за него – объективном приговоре суда и субъективных муках совести, которые довели убивца до горячки и едва не привели к совершенному помешательству. Второе пострашнее каторги будет. На каторге еще можно выжить (кому как не Федору Михайловичу о том лучше знать), от себя же убежать невозможно. Некуда. И страшней всего Раскольникову становится, когда он остается один, а не когда Порфирий Петрович атакует его провокационными вопросами и намеками.
В "Преступлении и наказании" очень сильна тема христианской веры, отсылок на Новый Завет пруд пруди. Самая явная – это прямая цитата из Евангелия от Иоанна, отрывок из которого Соня зачитывает Раскольникову. Отрывок посвящен воскресению Лазаря и сильно волнует Родиона, потому что он сам Лазарь и есть, с тем только отличием, что Лазарь был мертв физически, а Раскольников – духовно. Как он сам справедливо замечает: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» Но если Христос воскресил Лазаря, то и Раскольникову дается надежда на воскрешение. В конце концов, он не плохой человек: защищает пьяную девочку, дважды приносит домой Мармеладова, раздает свои последние деньги нуждающимся подобно новозаветной бедной вдове, которая пожертвовала две лепты не от избытка, а от скудости своей.
Вторая "евангельская" героиня – Соня Мармеладова, похожая на блудницу, которая омыла слезами колени Христа и отерла Его ноги своими волосами. "Вера ее спасла ее", –комментирует этот поступок Сын Божий, та же вера спасает и Соню. Намек вдогонку: библейская блудница жила в городе Капернауме, а Соня снимает угол у портного Капернаумова (в этой книге вообще много говорящих фамилий).
Вторая сильная тема – наполеоновская теория Раскольникова, которая не проходит проверку экспериментом на практике. Вернее, сам Раскольников проваливает свое испытание, по его собственной иерархии оказывается что он – вошь, а не человек. Тварь дрожащая. Такое самоопределение персонажа особенно ярко иллюстрирует, насколько все перевернуто с ног на голову в рассуждениях Родиона Романовича, поскольку он как раз-таки оказался человеком, истинная же вошь – тот, кто убивает легко, кто не мучается потом угрызениями совести.
Если так можно выразиться, Раскольников – недореволюционер. Он смог додуматься до базового принципа, который, однако, у него не был подкреплен политической или религиозной идеологией. Если бы у Раскольникова нашлись товарищи-соучастники, то Родион Романович в итоге не каторжником стал бы, а героем, и история пошла бы совсем по иному руслу. Впрочем, она, собственно, ведь пошла – только уже в жизни. Достоевский не мог знать, зато его сегодняшним читателям хорошо известно, как идейно подкованные товарищи однажды пришли к власти, сорвали с себя кресты и принялись ничтоже сумняшеся расстреливать неугодных: устроили Красный террор, так это называлось. Товарищи большевики первой волны уж точно не считали себя тварями дрожащими и были убеждены, что право имеют на всё. Как были свято уверены в своем праве фашисты. И нынче исламисты. И прочие отчаянно рвущиеся к власти радикалы с любыми убеждениями. Имя этим радикалам легион, на всех каторги не напасешься… Различны только признаки, по которым отличают «человеков» от «вшей», принцип делёжки остается прежним, раскольниковским. Вот так "Преступление и наказание" по сию пору остается актуальным произведением, а Федор Михайлович – гений, многое замечавший и многое понимавший в жизни.
Третья сильная тема – страдание, невольное и добровольное. Объективно страдает разве что Катерина Ивановна, которая смертельно больна, на руках у нее малые дети и муж-выпивоха, который выносит из дома все, до чего руки дотягиваются (кроме разве что единственного на все семейство драдедамового платка). В то же время многие персонажи в этом романе сами выбирают страдание. Мармеладов «первый сам готов оскорблять себя», гордится своим унижением, лелеет его, опускается еще ниже, чтоб еще больше усилить боль. Красильщик Миколка оговаривает себя, признаваясь в двойном убийстве; ему «так просто "пострадать надо"; страдание, значит, принять, а от властей – так тем паче». Раскольников загоняет себя в угол, избавление от своего страдания он находит в другом страдании – в каторге.
Есть и другой выбор: не страдать, а найти для себя надежду и действовать. Не страдает Соня Мармеладова, находя утешение в том, что спасает других. Не мается Разумихин; потеряв место в университете, он начинает работать и в конце романа возвращается к учебе. Дуня Раскольникова поначалу было собиралась принести себя в жертву, выйдя замуж за никчемного нелюбимого человека, ради того, чтобы ее брат получил перспективное будущее. К счастью, она вовремя успевает одуматься и больше не поддается соблазну пострадать, когда вместо Лужина ее шантажом хочет заполучить Свидригайлов.
"Преступление и наказание" – роман про страдания, разрушение убеждений, убийство, кражу, каторгу, вынужденную проституцию, самоубийство, безудержное пьянство, приставания, гнусный оговор, смерть от болезни и про нищету, которая как порок-с. И вдруг такая мрачная книга завершается практически безоблачным финалом, максимально позитивным для произведений Достоевского. На последних страницах романа мы оставляем главного героя в состоянии счастья, он любит и любим, полностью уверен, что преодолеет предстоящие ему семь лет невзгод. Неожиданно, удивительно и прекрасно…
12242