Рецензия на книгу
The Son
Philipp Meyer
Аноним28 мая 2017 г.Too Much Giant To Fly
Спору нет, Майер – профессионал и едва ли не полкниги он благополучно делает вид, что «Сын» - классический, хоть и очень свежий, образец Большого Американского Романа (семейная сага в исторических декорациях длиной в 162 года). К облегчению тех, кто не является фанатом этого жанра, мало по малу в романе проступает и конкретная метаисторическая концепция и схема ветвления и усыхания конкретного рода МакКаллоу, в каждом его поколении использующая один и тот же алгоритм. (Что, собственно, Судьба практикует относительно всякого человеческого персоналия. Поэтому, когда художник использует для построения сюжета законы Судьбы, её механики, это значительно усиливает произведение – ведь герои в нём живут, совершают поступки, подвергаются напастям (и счастьям), по тем же самым законам, что и живые люди за пределами обложки.)
Метаисторическая концепция Майера сколь грустна, столь и правдоподобна: всякая, особенно большая территория, впечатывает свою мотивационно-поведенческую матрицу в любое общество или индивида на ней проживающего. Североамериканская матрица выглядит так: отнимай и владей, пока не отняли. Этим жестоковатым заветом столетиями – если не больше – руководствовались индейские племена. Но для этих «детей природы» данный принцип был лишь одним из законов, по которым природа живёт. Поэтому в рамках их культуры, в природу вписанной, этот закон гармонии не нарушал. Её разрушили европейцы: порвавшие с природой и оставившие себе лишь право эксплуатировать её, потратившие полторы тысячи лет на робкие и почти безрезультатные попытки привить себе христианские ценности, вооружённые идеями прогресса и капитализма, они радостно перепрограммировались на новоамериканский закон джунглей.
Описываемая Майером история рода МакКаллоу – это история болезни всего американского общества, его попытки приспособиться к болезни, смягчить её и облагородить, но в результате лишь загнать ещё глубже. В каждом поколении МакКаллоу разыгрывается одна и та же мистерия: главой рода всегда становится самый простой и конкретный; самый совестливый и задумчивый всегда погибает (или становится изгоем); мать семейства (символ Природы) всегда гибнет; остальные до времени благоденствуют пропорционально своему соответствию американской матрице. Сбой, решающий судьбу рода, происходит в последнем поколении, когда его главой становится женщина с мужскими повадками и ей же несколько раз выдаётся возможность не отнять, а наделить. Но этой возможности она предпочитает привычное наращивание капитализации. И род прекращается - рассыпается на не имеющих с ним культурной связи отпрысков.
Хорошо продуманный и исполненный (концептуально и на уровне персоналиев) роман имеет лишь один недостаток – он написан ремесленником. «Сын» похож на гигантский дирижабль, вокруг которого кипит предстартовая суета, плавно переходящая в образ жизни; и когда становится очевидным, что эта штуковина уже никогда не воспарит, вдруг понимаешь, что она уже давно висит в воздухе, просто относительно своих размеров слишком невысоко – так, чтоб заставить слегка пригнуться. И вот это уже и есть его потолок.3124