Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Yakovlev6926 мая 2017 г.

    "Самое интересное в искусстве - личность художника" - с таких слов начинается жизнеописание Чарльза Стрикленда, главного действующего лица романа Сомерсета Моэма "Луна и грош". Смысл этого высказывания читатель поймет не сразу, но впоследствии; Моэм сознательно выбрал биографическую и взыскательную манеру повествования, чтобы наиболее приблизиться к пониманию таких категорий как "искусство" и "красота". До него творил бессмертный Оскар Уайльд, которого едва ли можно затмить своим пониманием эстетики; Моэм прибегает к другим способам воздействия на читателя.

    В центре романа - несколько абсурдная, на первый взгляд, история перевоплощения простого биржевого маклера, примерного семьянина, словом, обыкновенного человека, в отшельника или изгоя, целью которого становится живопись: идея, ради которой он готов пожертвовать чем угодно, в том числе и жизнями других. Эта цель превращается в одержимость и человек, который предстает перед нами в развитии сюжета - есть олицетворение того, что можно назвать, цитируя Уайльда, "убийством совести". Но будь все так очевидно, роман не носил бы столь загадочное название - "Луна и грош".

    В дебюте книги мы видим неприглядного и скучного человека, и ничто не предвещает волнений в море. На первой странице характерные замечания: "Когда я познакомился со Стриклендом, мне в голову не пришло, что он какой-то необыкновенный человек. А теперь вряд ли кто станет отрицать его величие". Тем удивительнее его разительная перемена взглядов. Личность Стрикленда претерпевает коренные изменения. Он становится отверженным: дух его устремляется на поиски необъяснимого, а плоть истощается голодом и всяческими лишениями. На фоне судорожных поисков того, что он считает для себя необходимым, мы видим невзрачные зарисовки городов где пребывал живописец (Париж и Марсель); так создается контраст событий, неизбежно сказывающийся на восприятии художником окружающей среды.

    Люди, населяющие книгу - разнообразны. По большей части, это творческие и незаурядные личности. Но объединяет их одно - влечение к художнику. От этого союза рождается страдание и восхищение. Яркий пример - Бланш Стрёв, которая оставила семейный очаг ради буйной страсти; к слову, в этом решении она не сомневалась ни на секунду. Говоря о тематике решений, меняющих жизнь и привычный уклад человека - это, пожалуй, лейтмотив романа. Не только Стрикленд оставил берега Англии ради призрачной мечты. Это же сделали и упомянутая выше Бланш, и её обманутый муж Дирк, вернувшийся в тихие места Голландии, и белокурый еврей Абрагам, талантливый выпускник медицинского института, бросивший реальную перспективу карьеры врача в Лондоне ради простой жизни в солнечной Александрии. Подобное противопоставление не видится случайным; это и есть то самое небесное и земное, что выбирает человек в сию минуту.

    Этот же парадокс встречается и в личности Чарльза Стрикленда. Его Луна - это что-то недоступное, восхитительное, духовное. Грош, как не трудно догадаться - материальное. Возьмите это слово и сосчитайте сколько раз оно звучит в романе. Луна - сама по себе тайна: завораживающая и притягательная. Она не присутствует в книге в виде слова; это есть состояние, которое несет в себе художник и перекладывает на картины. Самая главная загадка книги - это метаморфозы души Стрикленда; отчего он был так жесток и в то же время так последователен в своих идеях? Ответ мы находим в реплике капитана Брюно: "Его страсть была - создать красоту. Она не давала ему покоя. Гнала из страны в страну. Демон в нем был беспощаден - и Стрикленд стал вечным странником, его терзала божественная ностальгия. Есть люди, которые жаждут правды так страстно, что готовы расшатать устои мира, лишь бы добиться её. Таков был и Стрикленд, только правду ему заменяла красота".

    5
    37