Рецензия на книгу
Лабиринт Мёнина. Повести
Макс Фрай
Аноним23 мая 2017 г.Укусите меня, пожалуйста!
Авторство этих произведений долгое время было окутано тайной. Некий Макс Фрай от первого лица описывает свои удивительные приключения, и кто он такой — неизвестно. Спустя время выяснилось, что под этим псевдонимом скрывается тандем авторов: Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина. Сейчас Светлана Мартынчик пишет одна. На данный момент существует более сорока повестей о Максе Фрае, повести объединены в тома (как правило, по две-три истории в одной книге), а книги — в циклы «Лабиринты Ехо», «Хроники Ехо» и «Сновидения Ехо». Рассказы в каждом цикле связаны между собой сюжетной линией и хронологией событий, но при этом каждый из них — это законченная история, которую можно прочитать отдельно и независимо от остальных.
Написанные с хорошим юмором в лёгком жанре «фэнтези», книги о Максе Фрае «многослойные». Перечитывая их снова и снова, каждый раз с удивлением обнаруживаю новые истины и делаю для себя новые открытия.
Этот обзор посвящён последнему — восьмому — тому фэнтези-сериала «Лабиринты Ехо» и двум из трех входящих в него повестей.
Первая из них — «Лабиринт Мёнина». Представь себе бесконечный Лабиринт, который «соткан из обрывков разных Миров — всех Миров, какие только существуют в бесконечности Вселенной». Каждый раз, пережив смерть, ты возрождаешься в новом месте. Каждый раз, открыв любую дверь и шагнув за неё, попадаешь в новый мир. Что будет в следующий раз? Безжизненная поляна под десятком солнц, в минуты убивающими всё живое? Уютная кухня доброй лесной колдуньи? Странный мир, где мужчины и женщины поменялись социальными ролями? Купе поезда? Открытый океан? Есть ли какая-нибудь логика в твоих перемещениях между мирами или они попадаются непредсказуемо и хаотично?
По этому Лабиринту независимо друг от друга путешествуют безмятежный, избалованный жизнью король Гуриг и разыскивающие его сотрудники тайного сыскного общества Макс и Мелифаро, которых заранее предупредили, что «затея безнадёжная», опасная, и шансов вернуться обратно у них практически нет. Приключение Гурига — сплошной праздник, карнавал, восторг и удовольствие. Путешествие же Макса и Мелифаро полно трудностей и неприятных сюрпризов.
На протяжении всего произведения герои стараются найти закономерность в перемещении между мирами. Сначала они — безвольные жертвы случая, и единственный известный им способ шагнуть в следующий эпизод лабиринта, увы, не самый приятный — пережив смерть. Потом они обнаруживают, что переходом может стать любая дверь!
Если поблизости нет выхода, следует создать его самостоятельно, из подручных материалов.И в конце концов выясняют, что даже выбором следующего мира они способны управлять! То, что встретит их за дверью, полностью зависит от мыслей, желаний и настроения, с которыми они её открывают.
Эта повесть метафорична, как и все произведения Фрая. Ведь всё, что происходит с нами в жизни, по большому счёту определяется внутренним ответом всего лишь на один вопрос: «Что ждёт тебя там, за углом: подарок или маньяк?» Чего ожидаешь ты от будущего и неизвестности? Как напутствуешь друга в путешествие: «Смотри, будь осторожнее!» или «Хорошего приключения, повеселись на славу!»? Жизненный опыт учит нас идти по «пути страха и преодоления», быть готовыми к возможным проблемам и сложностям, просчитывать всё наперед и пытаться «подстелить соломку». Но если суметь отбросить все страхи и взглянуть на жизнь как на увлекательное приключение, с любопытством предвкушая каждый новый поворот и те сюрпризы, что он таит, то можно превратить её в «путь радости и волшебства».
Второе произведение называется «Тихий город». В нём повествуется о том, как Макс попадает в город, из которого нет выхода. Жизнь там спокойна и безмятежна, а жители почти бессмертны — они живы до тех пор, пока о них хоть кто-нибудь помнит во внешнем мире. Размеренное и бесцельное существование постепенно наполняет души его обитателей сытой ленью и безразличием.
— У тебя глаза пожилого рантье, — презрительно сказал я собственному отражению. — Если так пойдет и дальше, они заплывут и станут поросячьими. Тебя это устраивает, дорогуша?Но однажды Макс вдруг вспомнил, что был «весёлым и бесстрашным мальчиком, с которым ежедневно случались чудеса» и решил попытаться сделать то, чего никому и никогда не удавалось — удрать из Тихого города. А для этого любым способом стряхнуть с себя сонное безразличие к собственной судьбе. Он делает попытку заразиться бешенством, отказывается от любого комфорта, ночует на улицах и ест что подвернется. Он всеми силами разрывает ту удушившую его зону комфорта, которую создает всем своим обитателям «город, помешанный на Любви». И однажды добивается своего: обиженный город вышвыривает его за свои пределы, и Макс возвращается домой.
О чём эта повесть? О том, что многое в жизни можно изменить, если перестать считать себя жертвой обстоятельств и взять на себя ответственность за собственную судьбу. Однако многие из нас, увязнув в иллюзии благополучия, забывают свои истинные цели и мечты, отрекаются от них во имя безмятежного спокойствия «Тихого города». Даже не замечая того, что платой оказывается блеск в глазах, жажда жизни, радость познания нового — всё то, что по сути составляет живую человеческую душу.
Я добровольно стал мёртвым, потому что оставаться живым — слишком больно.Для меня произведения Фрая — «настольная книга» и учебник жизни, написанный метафоричным языком в легкомысленном стиле «фэнтези». Мой способ напоминать самой себе о важных для меня правилах жизни. Помнить о том, что моё завтра зависит от моих сегодняшних мыслей, настроений и мечт. Помнить о том, что если мечт вдруг не осталось, а настроение стало сонно-сытым, нужно подойти к зеркалу и взглянуть себе в глаза.
— Ну что, нашел я на тебя управу? — ехидно спросил я своего зазеркального двойника. — Вот то-то. Живи, скотина! Вой от тоски, рычи от боли, если сильно припечет, но живи.А потом выйти в ночь из уютного дома, во что бы то ни стало разыскать «бешенного» Сэма и сказать: «Укусите меня, пожалуйста».
247