Рецензия на книгу
Древо Иуды
Арчибальд Кронин
Аноним21 мая 2017 г.Счастье нельзя считать самоцелью - его обретают только при полном отсутствии заботы о самом себе."Древо Иуды" утвердило меня в двух вещах относительно автора. Арчибальд Кронин великолепно умеет:
1. Рассказывать безыскусные и проникновенные истории;
- Раскрашивать пороки и сгущать краски.
В центре повествования "Древа Иуды", разумеется, отрицательный герой. Кронин выводит не просто неприятного человека или человека, запутавшегося в сложных обстоятельствах и выбравшего неправильный путь, нет, он предлагает нам нечто другое. Герой романа, Дэвид Мори, видимо, ещё со дня своего рождения до крайности эгоцентричный тип. У него буквально клинический случай эгоизма: даже частично осознавая свои грехи и якобы раскаиваясь в содеянном, он всё равно продолжает вести себя так же, при этом постоянно раня других и всячески себя оправдывая. В общем, история Дэвида Мори сплошь история предательств, практически энциклопедия.
Интересным, на мой взгляд, было то, как герой относится к собственным премерзким деяниям. Иногда кажется, что Дэвид ясно понимает, что так поступать нельзя, что он попросту будет подлецом, если не одумается, но нет, после непродолжительных колебаний у него находится логичное объяснение тому, что действовать надо именно так. И в общем-то, плевать, что он ранит близких людей. Можно, например, оправдать себя так:
Когда во время прогулки в горах вдруг выясняется, что вы свернули не на ту тропу, разве вы продолжаете идти дальше и падаете в ущелье? Нет. Вы спрашиваете дорогу у того, кто знает ее лучше, поворачиваете и возвращаетесь назад. Вот как вы поступаете.Он не задумывается над тем, как его поступки отразятся на тех, кого он предаёт. Дэвид вообще предпочитает об этом не думать, полностью отдаваясь своей новой тропе. В результате начинаешь понимать, что герой не столько мучается угрызениями совести от того, что натворил, сколько расстроен тем, что не в состоянии сразу найти правильные аргументы в пользу своих нелицеприятных действий. Но поначалу кажется, что он где-то раскаивается. Возможно потому, что:
Он был абсолютно искренен в каждом своем слове. И когда он был в настроении, то сам верил всему, что говорил.Спустя годы после первого крупного предательства Дэвиду выпадает шанс искупить свои грехи, ну или ему это кажется подходящим шансом очистить свою совесть. Стоит ли говорить, что попытка с треском проваливается. Дэвид снова испробует старый добрый способ избавления от неприятностей - предательство. Но на этот раз его эгоизм и слабоволие приводят к настоящей трагедии. Только вот поймёт ли герой, что натворил? Или, может, со временем легко найдёт себе логичное оправдание?
Прекрасная ода эгоизму! Однако, есть кое-что, что мне не очень нравится в творчестве Кронина, и здесь это тоже было. Та самая красота и продуманность сюжета у него выливается в предсказуемость, а ожидание каких-то событий, которое очень важно для подобного повествования, при этом выглядит немного искусственно. Вот например, изящная закольцованность истории в "Древе Иуды", которая в общем-то всегда отдаёт благородным чёрным квадратом Малевича, тут какая-то ненатуральная, что ли. Видно, что писатель, он же художник, делал всё, чтобы круг замкнулся. Излишняя старательность, усилие, слишком много тщательных мазков кисти. В результате, конечно, всё получается красиво, но ощущение надуманности остаётся. Кроме того, пропадают даже ростки сомнения в дальнейших событиях, а иногда так хочется сказать себе: "А вдруг?!". Но, увы, не просто без вариантов, а даже без призрачных намёков на них. Всё предопределено.
1785- Раскрашивать пороки и сгущать краски.