Рецензия на книгу
Memory of Water
Emmi Itäranta
Аноним21 мая 2017 г.Постапокалипсис в чайных тонах
Дебютный (надеюсь, не последний) роман Эмми Итяранта я захотела прочесть, только узнав название и жанр — "Дневник чайного мастера", фантастика; и в майские праздники, наконец, дорвалась.
У них там, в Финляндии (бывшей Финляндии), постапокалипсис. То есть, конечно, постапокалипсис по всей планете, но эта история — личные записки совсем ещё юной девушки, чайного мастера из рода чайных мастеров, и общая картина того, как люди дошли до жизни такой и как теперь её живут, по большей части складывается из упомянутых вскользь деталей повседневности: катаклизм, унёсший зимы и запасы пресной воды, случился достаточно давно, чтобы его последствия воспринимались нынешним поколением как данность, но не так давно, чтобы не сохранились книги о том, насколько иначе всё было раньше.
У чайных мастеров с водой отношения особые и куда более близкие, чем у прочих людей; и наряду с бытописанием героиня рассуждает о том, как связаны с водой жизнь и смерть; особенно смерть. И рассуждения эти столь же сдержанны, сколь и поэтичны, впрочем, это можно сказать и обо всей истории в целом: сдержанность в описаниях бедности, скудости и покорно принимаемых горестей оборачивается нежданной эстетичностью. Даже рассказ о том, как Нориа и её подруга роются на свалке, разыскивая уцелевшие устройства древнего — нашего — мира, вызывает в воображении не очаровательную, конечно, но по-своему привлекательную картину.
Зато как сияют на фоне общей безысходности светлые моменты, все те приятные мелочи, которые Нориа умеет различать, напоминая тем самым авторов старинных японских дневников — как родная вплелась в повествования небрежная отсылка к Сэй-Сёнагон.
И с каким тщанием, с какой искренней и глубокой любовью выписано всё, что касается чайных церемоний, чая, традиций и тайн рода чайных мастеров — всё, что составляет основу жизни главной героини. Нориа повезло много больше, чем её соотечественникам — принадлежность и приверженность искусству чайной церемонии дали ей смысл жизни, благодаря которому Нориа не приходится довольствоваться выживанием; и этот смысл она носит в себе, а не оставляет в хрупком укрытии чайного домика.
Беда в том, что в этом иссушенном и блёклом мире, где вода в дефиците, а надежда отброшена за бесполезностью, хранить и то, и другое опасно, но подвергаться этой опасности — долг чайного мастера, по крайней мере, в понимании Нориа. Впрочем, то, что эта история — недлинная, но медленная, не яркая, но ясная и безмятежно печальная — не о чае, становится очевидным с первых же страниц.38533