Рецензия на книгу
Пока мы лиц не обрели
Клайв Стейплз Льюис
Аноним12 мая 2017 г.«-- Неужели мы таковы, какими увидели себя? - спросила я. -- Да. Все здесь правда. -- Но мы же говорили, что любим ее"
Очередная встреча с книгой Клайва Льюиса стала событием неординарным. В основе этого сказочного романа Льюис использовал миф о Психее, которая своей красотой возбудила ревность Афродиты. В этой сказке роль Афродиты играет местная языческая богиня Унгит. У книг К.Льюиса есть уникальное свойство – таинственная глубина, причем такая, словно мозаика на морском дне. Видно все как будто ясно, сквозь прозрачность сказочного сюжета, но… непросто ухватить камешки со дна, придется и «нырнуть»… И даже дочитав до конца, понимаешь, что там в этой сказке для взрослых есть много таких зашифрованных «кодов», где сам читатель сможет открыть важный смысл.О чем книга, которая имеет столь загадочное название? Пока я читала эту сказку, меня не покидало предвкушение тайны, связанной с мнимым уродством Оруали. Но не это было главной тайной. Казалось, что даже сама эта женщина -девственница, пересказывая свою жизнь, не могла понять – в чем же главная загадка ее жизни, в чем смысл этих многолетних терзаний, потерь, которые так и не дали ей ответа от богов. А именно с претензии к богам начинается текст книги. Человек и боги, которые вмешиваются в земную жизнь, неведомые, но жестокие. Однако, постепенно повествование ясно обозначило главную тайну всей этой сказки – способность любить: как ее отнимают боги, как ее понимают люди, чего жаждут, в чем им видится справедливость их ожиданий и притязаний, какие жертвы они готовы принять или заплатить во имя любви?
Тема любви и жертвы – центральные. Важен сам смысл жертвы и связанной с ней властью, выгодой, ценой…И вот в конце начинается такое действо, что понимаешь, что вся жизнь этой женщины, которая и не познала себя женщиной лишь пролог к главному, ради чего прошли эти годы, пролиты эти слезы и пройдены все испытания и так и не получены еще ответы на вопросы.
«Только тот, кто прожил долгую жизнь, знает, как многолетнее чувство, пропитавшее насквозь все сердце, может иссякнуть и увянуть в краткое время. Возможно, в душе, как и в почве, не самые красивые цветы пускают самые глубокие корни. А может, я просто постарела. Но, скорее всего, дело было вот в чем: моя любовь к Бардии (не сам Бардия) стала для меня невыносимой. Она завела меня на такие высоты и бросила в такие глубины, где любовь уже не может существовать - она задыхается то от отсутствия, то от избытка воздуха. Жажда обладать тем, кому не можешь дать ничего, изнашивает сердце»
«Я была новой Баттой, всепожирающей, но бесплодной утробой. Глом был моей паутиной, а я - старой вздувшейся паучихой, объевшейся людскими жизнями».И начинается прозрение. Человек начинает в чем-то обретать себя истинного, свое темное нутро открывается, обретается свое «лицо» - то, с чем ты пойдешь на суд богов.
Последние главы самые сложные и самые красивые… Очень яркое впечатление оставил эпизод, когда Оруаль читает свою жалобу богам:
«Вокруг царило молчание. И тут до меня дошло, что я делала. Еще когда я читала жалобу, меня удивило, что я читаю так долго такой маленький свиток. Теперь я осознала, что книга была прочитана мною вслух раз десять, и я бы читала ее вечно, начиная читать каждый раз с первой строки, если бы судья не остановил меня. Голос, которым я читала книгу, звучал как-то странно, но именно поэтому я была наконец уверена, что это - мой собственный голос.
Молчание тянулось так долго, что, наверное, я успела бы прочесть жалобу целиком еще один раз. Наконец судья сказал: - Ты получила ответ? - Да, - сказала я. Моя жалоба и была ответом. Я должна была сама выслушать ее из собственных уст»Поистине, в обычной жизни человек порой так и не услышит того, что он сам произносит другим – просто потому что о себе самом и о собственной правоте у него искаженное представление… Наверное, в чем-то это произведение для поиска нами собственных ответов. А сюжет книги – это своеобразный «квест» - набор некоторых «кодов», чтобы найти собственный смысл. Хотя, для героини ответ будет дан довольно наглядный и много прозрений ждет ее от тех, кого она любила – от Лиса, от Ансит, жены Бардия.
«Я же знаю, что ты остался только из жалости и любви ко мне. Я же знаю, что сердце твое разрывалось от тоски по Греции, - я должна была отправить тебя домой. А я набросилась на любовь, которую ты мне дал, как голодный пес на кость. Ах, дедушка, Ансит права. Я утучняла себя человечиной...»И все равно, после прочтения книги хочется вернуться и найти простой, самый понятный ответ, как и Оруаль…
« -- Неужели мы таковы, какими увидели себя? - спросила я.
-- Да. Все здесь правда.
-- Но мы же говорили, что любим ее.
-- Это так. У нее не было врагов опаснее нас. И чем ближе день, когда боги станут прекрасными, или, вернее, явят нам свою изначальную красоту, тем больше будет ревность смертных к тем, кто стремится слиться душой с Божественной Природой. Мать и жена, сын и друг станут стеной на пути у них»А Льюис нам отвечает:
«Все, что случилось дальше, могут назвать сном, могут назвать явью - сама я не берусь судить. По-моему, единственное различие между явью и сном заключается в том, что первую видят многие, а второй - только один человек. Но то, что видят многие, может не содержать ни грана правды, а то, что дано увидеть только одному, порой исходит из самого средоточия истины..."19157