Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним11 мая 2017 г.«Иногда я чувствую, - сказала Джулия, - словно прошлое и будущее так теснят нас с обеих сторон, что для настоящего совершенно не осталось места»Английский писатель XX века Ивлин Во больше знаменит своими сатирическими произведениями, высмеивающими нравы своего века. Роман же «Возвращение в Брайдсхед» производит совсем обратное впечатление. Автор будто сочувствует героям, извиняет им их слабости, ищет истоки этой слабости, анализирует…
Это роман о бесконечной грусти и потере. Ивлин Во писал его весной 1941 года. Это, как он сам говорил,
«некролог обреченному высшему классу Англии». И действительно, аристократия обречена из-за своей неприспособленности. От того эта грусть, которая им и остается. Словно Раневские в «Вишневом саде» Антона Чехова цепляются герои то за свои богатства, то за свою религию, то за свои взгляды. Это все не прямо в романе — косвенно. Почему спивается Себастьян? Все так неясно, неконкретно. Но конкретика тут и не нужна, пожалуй. Он лишний — вот и спивается. Причем лишний не только среди намечающихся перемен, но и среди прошлого.
И Джулия тоже чужая в своем круге. От нее ждали легкости, легкости, легкости! А борьба с собой, своими грехами подарила ей печать той самой грусти, которая не нужна новому обществу. Новому обществу нужны дельцы: Рексы Мотремы, Антони Бланши и Селии.
Большую долю романа составляют размышления о религии, точнее даже о католичестве. Сражение, которое вел с собой молодой Ивлин Во, отразилось и в борьбе его героев. И его размышления близки с размышлениями русских авторов — чем грешнее наш грех, тем ближе мы к Богу. Чем больше мы страдаем, тем больше у нас шансов оказаться в раю.
И этот самый Брайдсхэд — это колыбель и страдания, и религиозной набожности, и потерянности. Герои то отстраняются от него, бегут из него, то, как мотыльки, льнут к замку и видят в нем начало всего. Материальное воплощение величия? Или пошлая данность? Скорее и то и другое.
У Ивлина Во потрясающий язык. Благодаря его дару стилиста природа у него оживает, запахи можно чувствовать, людей — видеть. Он окунает в июньский Оксфорд, где под окнами главного героя цветет левкой, он окунает в осенний Оксфорд, где запах опавших листьев мешается с дымом костра. И вот мы в комнате умирающего, которому не хватает воздуха даже с открытыми настежь окнами.
13105