Рецензия на книгу
Понедельник начинается в субботу
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
ExpectoPatronum10 мая 2017 г.Сочетание несочетаемого, или будни советского научно-исследовательского института чародейства и волшебства
«Понедельник начинается в субботу» - третья книга, прочитанная мною у Стругацких, и я не могу не поражаться, насколько сильно отличаются друг от друга различные произведения этих авторов. И если «Трудно быть богом» и «Пикник на обочине» всё же чем-то похожи, то эта книга открывает читателю совершенно другую грань творчества знаменитых фантастов.
Сама идея повести ну очень необычна: сложно представить, как можно соединить под одной обложкой русские фольклорные мотивы, мифологические представления многих других народов и советскую реальность 60-х годов со множеством бытовых подробностей. Кажется, что сказочные атрибуты несовместимы с бюрократией и научными изысканиями? А вот для Стругацких нет ничего невозможного.
Книга включает в себя три небольших рассказа или очерка и послесловие, написанное от лица Привалова, в котором он указывает на различные «ошибки» авторов, закравшиеся в предыдущее повествование (кстати, тоже ведущееся от его лица))).
На эти очерки можно смотреть с очень разных сторон. Во-первых, это фантастика, сказка, очень необычная, написанная людьми с хорошим чувством юмора. Здесь читателя встретят и Изнакурнож (избушка на курьих ножках), превращённая в музей НИИЧАВО, и Кащей Бессмертный, которого не могут осудить за преступления против человечности по причине этой самой бессмертности, и домовые, следящие за порядком в НИИ. «Понедельник начинается в субботу» - этакое подробное описание работы настоящих учёных, исследующих такую необычную отрасль науки, как магия, и отдающихся работе без остатка, так как для них нет ничего более интересного, чем решить задачу, решение которой официально признанно невозможным, или сделать уникальное научное открытие, ведь стремление к познанию – главная духовная потребность человечества.
Во-вторых, это сатира, которая высмеивает пороки советской научной среды: бюрократию (Этот диван имеет инвентарный номер! Ах, это транслятор, магический прибор? Ничего не знаю, диван должен находиться в музее!), демагогию, деградацию многих учёных, потерявших способность к ясному научному мышлению и поглощённых бытом и ленью, псевдооткрытия, которые для простых обывателей кажутся очень эффектными, а для настоящего учёного не несут никакой значимости, ведь действительно важные научные достижения чаще всего непонятны широкой общественности.
В-третьих, мне показалось, что «Понедельник…» это ещё и сборник баек для «своих». Многое в этой книге смогут по-настоящему понять и посмеяться над этим только работники советских (а может и современных российских) НИИ, для которых всё это реальность, ведь, если подумать, для человека далёкого от науки многие её аспекты аналогичны магии (здесь невольно задумываешься о вопросах популяризации науки).
После прочтения я заинтересовалась биографией авторов, так как здесь очень сильно напрашивается реальный прототип НИИЧАВО. Как оказалось, Борис окончил Матмех бывшего ЛГУ по специальности астроном и долгое время работал в Пулковской обсерватории в Петербурге (точнее Ленинграде), а Аркадий после увольнения в запас с военной службы (был переводчиком) - в Институте информации (вот они, истоки профессии ГГ) в Москве. Кроме того, многие персонажи повести также имеют реальные прототипы, читать про которые и искать совпадения и отсылки в тексте очень интересно.
В целом, «Понедельник начинается в субботу» - очень необычная, особенно для литературы советского периода, фантастическая повесть, в которой совершенно необъяснимым образом сочетается несочетаемое: утопические и сатирические мотивы. Конечно, наиболее ярко её суть раскрывалась именно в советскую эпоху, но, на мой взгляд, и сегодня если не все, то очень многие вопросы, поднимаемые Стругацкими, остаются всё также актуальны.1576