Рецензия на книгу
История античного театра
Головня В.В.
Аноним7 мая 2017 г.Очень приятная книжица. Сразу в предисловии предупреждается, что рассчитано на полных дунду... на студентов театральных училищ, которые совершенно забыли школьный курс истории древнего мира.
Книга, вполне ожидаемо, рассказывает об истории театра античности. Вводная историческая глава разочаровывает. Сплошные Маркс и Энгельс! Бедняг бы инфаркт хватил: они всё-таки не учебник истории писали, и вряд ли рассчитывали, что их труды будут использованы в таком качестве. Вряд ли что-то уложится в голове у незнающего историю. Казалось бы, чего уж проще: коротко дать основные даты и события с пояснениями. Нет, всё сумбурно и очень много слова "рабство". Исторические главы автор явно не успел доработать, а издатели не озаботились...
Но то, что касается самого театра - прекрасно. Ну, сперва я была немного разочарована. От театрального учебника я ждала чего-то большего, чем пересказ трагедий и комедий. Но когда справилась с разочарованием, расслабилась и начала получать удовольствие.
Автор с такой любовью и интересом описывает сюжеты античной драмы, что оторваться от этих глав сложно. У него нет предубеждений против римлян и особого фанатизма к грекам. Он со спокойным добрым чувством говорит и о том, и о другом народе. Не забывает, кстати, указать на то, что римляне не были простыми подражателями. Мелочь, а греет :)
Очень интересны главы про не самые известные произведения, дошедшие до нас в фрагментах, и не сохранившие памятников жанры (вроде мима, претексты и т.п). По-моему, автор слишком смело рассуждает о "пустоте", но его можно извинить - формат учебника побочного предмета не потерпит "если бы да кабы"...
В целом, с психологическими выводами Головни по поводу произведений я согласна. Не могла, конечно, не заметить уважения автора к женщинам. Он не только про женщин не забывает, он склонен и античным авторам приписывать заинтересованность женской судьбой, несправедливостью по отношению к ним. Он заставил меня по-иному взглянуть на Софокла и Аристофана.
Кроме разбора (да ла-адно! пересказа в большинстве своём) произведений есть здесь и подробные рассказы об устройстве театра, о технике игры, социальном положении авторов и актёров и т.п. Забавно, что в учебнике для театральщиков поясняются слова вроде "демос" и "тога", но без объясняния (или даже примера) остаются зубодробительные стихотворные размеры вроде "ямбического тетраметра".
Очень приятное чтение. Узнала для себя много нового, загорелась перечитать первоисточники, выкопировала пару ссылок на авторов и даже захотелось написать трагедию %)7384