Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пьесы

Оскар Уайльд

  • Аватар пользователя
    Аноним3 мая 2017 г.

    Оскар Уайльд уникальный писатель. Его литературная деятельность была чрезвычайно многообразна. Уайльд, как подлинный мастер слова, обладающий собственным стилем, привлекает к себе внимание не одним лишь изяществом своих произведений. Его творчество было глубоко содержательным, он затронул многие жизненные вопросы, хотя делал это в необычной манере. Практически все драматические произведения Уайльда обладают определенным шармом. Круг идей, интересовавших писателя, был довольно широк, но в особенности его волновали вопросы, связанные с духовным миром человека. Это прекрасно видно, читая его драматические произведения.
    Данный сборник пьес Оскара Уайльда составляют трагедии и комедии, относящиеся к романтизму и символизму. Трагедии Уайльда не претендуют на внешнее правдоподобие. Их сюжеты далеки от современности. Однако в их основу он заложил изображение сильных и роковых страстей. Так, например, в сюжете трагедии "Герцогиня Падуанская", написанной Оскаром Уайльдом в стиле шекспировского романтизма, лежит сложная интрига, главными мотивами которой являются любовь и месть. Молодой юноша Гвидо мечтает отомстить герцогу Падуанскому за своего отца, но чувства, вспыхнувшие в юной душе к Герцогине, рушат его планы. Герои пьесы поддаются сильным чувствам, но их стремительные порывы не помогают им обрести счастье и приводят к неминуемой трагедии. В пьесе много мелодраматических моментов. Четко обозначены характеры персонажей. Понравился стиль и форма изложения драмы.
    В трагедии "Саломея" изображен парадокс страсти, когда любовь и смерть связаны неразрывным единством. В этой пьесе Уайльд также выражает мысль о разрушительной силе любви. Прекрасное чувство оказывается у Оскара Уайльда не созидательной силой, а самым губительным элементом. Любовь и жажда наслаждения теперь уже несут смерть и страдания. В этой пьесе Уайльд показывает интересную интерпретацию библейского сюжета о Саломее, принцессе иудейской, о её танце для царя Ирода, и о том, что вознаграждением за этот танец послужила голова христианского пророка Иоканаана (Иоанна Крестителя). Уайльд наделяет Саломею безумной любовью к пророку, но ему мало просто неразделенной любви. Эта любовь должна быть трагична. Он показывает нам страсть, но эта страсть на грани безумия и жестокости. Саломея – капризная принцесса, наделенная дьявольской красотой и привыкшая к поклонению всех мужчин, получает от пророка не просто отказ, а презрение и ненависть. Но Саломея дочь своей матери – Иродиады, женщины честолюбивой и порочной. Принцесса жаждет любой ценой получить поцелуй Иоканаана и в итоге получает его, вот только уже целуя отрубленную голову пророка. Но и её саму тоже ждет трагичный конец. Пьеса очень выразительна, чувственна, во всей красе показывает пагубность неуёмных желаний. Интенсивность и искренность показанных в пьесе чувств поражают воображение. Помимо героев жаль ещё то, что книга не передает танец Саломеи. Интересно было бы посмотреть.
    "Флорентинская трагедия" являет собой ещё один пример темы любви и смерти. Бьянка – жена флорентийского купца Симоне, несчастна в супружестве. Но она проникается к мужу страстным влечением, когда убеждается в том, что он из-за любви к ней способен убить. В основе неоконченного фрагмента пьесы "Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями" лежит тема порока и благочестия. И также видна парадоксальность ситуации: красавица Миррина под влиянием отшельника Гонория отрекается от греховной жизни, но её наставник в благочестии, очарованный красотой бывшей блудницы, жаждет испить с ней чащу любовного греха.
    Весьма интересны и комедии Оскара Уайльда. Их сюжеты с помощью простых слов, вложенных в уста героев, раскрывают секреты мужской и женской психологии, с иронией рассказывают о серьезном и дают возможность посмеяться над поступками людей. Мораль этих пьес кроется в необходимости победы добродетели и наказания порока. Каждая из комедий Уайльда – это вполне жизненная история. В каждой из них автор показывает к чему приводят тайны и недомолвки между близкими людьми, и как любовь и понимание способны с этим справиться. Герои комедий Уайльда – женщины и мужчины из светского общества с таинственным прошлым и скрытыми пороками, разоблачение которых грозит потерей общественного положения. Комедии Уайльда интересны не только тем, что делают его персонажи, но и живыми, выразительными и порой остроумными диалогами. Что ни диалог – то изящная фраза или афоризм! В ходе непринужденных бесед герои комедий затрагивают широкий круг тем: общественная жизнь и политика, нравы и моральные принципы, вопросы семьи и брака.
    Пьеса "Веер леди Уиндермир" показывает, как недоверие может привести к непоправимой трагедии и учит тому, что нельзя слепо делить людей на дурных и хороших. Также и в пьесе "Женщина, не стоящая внимания" показан взгляд автора на современное ему английское аристократическое общество вместе с его пороками, будуарными сплетнями и семейными тайнами. Сюжет пьесы довольно прост и ограничен узкими рамками, но всё равно это не мешает получать эстетическое удовольствие от чтения. Понравился умный и тонкий уальдовский юмор в разговорах. Можно посмеяться, можно задуматься, а можно и погрустить. Радует то, что как и должно быть в настоящей английской пьесе, в конце каждый получает по заслугам.
    Комедия "Идеальный муж" – великолепный образец классической английской литературы (необычные ситуации, нехитрая мораль, много юмора, толика драмы и обязательно ирония). В этой комедии Уайльд затронул темы любви, дружбы, политики и семейной жизни. Хотя значительная часть пьесы – светские разговоры, но интересны сюжетные линии и поднятая жизненная проблема. Интересны персонажи пьесы. Уайльд хорошо передал их характеры и отношения. В основе сюжета лежит история сэра Роберта Чилтерна – человека почитаемого и уважаемого. Его идеальная репутация ставится в пример для подражания, но, как выясняется, фундамент его карьеры был заложен отнюдь не на благородном поступке, и, как это обычно случается, правда готова всплыть наружу и от этого могут пострадать его честь и достоинство. От того, как он теперь поступит, зависят его дальнейшее будущее и личная жизнь. Главная идея этой пьесы в том, что не следует создавать себе идеалы и понимать, что каждый может оступиться и совершить ошибку и что у каждого могут быть свои тайны прошлого. Поэтому никогда никого не надо идеализировать, но нужно уметь любить и прощать.
    Пьесы Уайльда лишены всеобъемлющей полноты, а его комедии выглядят уже довольно старомодно, но всё-таки пьесы неплохи. Уайльд всё же в своем роде блестящий мастер слова и один из лучших зарубежных классиков. Главное, что к этим пьесам не стоит относиться слишком серьезно. Читать их следует, восторгаясь красотой и изяществом стиля и испытывая наслаждение от уайльдовского чувства юмора и остроумия.

    5
    175