Рецензия на книгу
В дебрях Севера
Джеймс Оливер Кервуд
Аноним1 мая 2017 г.Долгая дорога домой, приведшая в тупик
Есть произведения, которые будто бы созданы для того, чтобы брать их с собой в дорогу. Едешь ты, скажем, на поезде, за твоим окном проносятся картины просыпающейся после зимы природы, согретой первым робким солнцем, а в твоих руках лежит книга, на страницах которой тоже расцветает весна - но уже канадская. И именно в такие моменты чувствуешь особенное единение с художественным миром, целиком и полностью погружаешься в него и будто бы вместе с Весёлым Рождером и Питером - героями Джеймса Кервуда - преодолеваешь трудности, которых на их пути возникает немало, несмотря на всю красоту лесных просторов.
Трогающее до глубины души описание природы - самый главный довод в пользу прочтения “В дебрях Севера”. На протяжении всего повествования перед нами открываются всё новые и новые её грани этого края, поскольку мы вместе в героями проживаем полный год в канадских лесах. Роман - настоящая энциклопедия натуралиста. Хоть автор и не останавливается подробно на каждом из лесных обитателей и не пускается в пространные объяснения (что, безусловно, плюс), но щедро рассыпает по тексту непонятные названия, заставляя читателя всерьёз заняться самообразованием. Вот, например, вы знали, что карибу - северные олени - единственные из семейства оленевых, у кого и самцы, и самки носят шикарные ветвистые рога? Нет? То-то же.
С героями в романе похуже. В смысле, они какие-то уж слишком хорошие, просто рыцари без страха и упрёка, а не герои! Весёлый Роджер - бесконечно добр, даже местами трогателен в отношениях с окружающими людьми, у него есть свой собственный кодекс чести, и поступает он строго в соответствии со своей линией “робингудства”. И не бандит он никакой, а благородный разбойник, который ограбил богатых и “плохих” парней, чтобы накормить целое племя умирающих от голода индейцев. Словом, с идеализацией образа у автора всё в порядке. Весьма положительными вышли и условно отрицательные герои (за исключением, возможно, Джеда Хокинса): Кассиди и не претендует на статус злодея, да и Брео в финале претерпевает неожиданную метаморфозу.
Нейда, возлюбленная главного героя - тоже весьма прямолинейный образ без каких бы то ни было оговорок. Как жена декабриста она готова идти с Роджером в суровые канадские дебри, готова ждать его из тюрьмы, если предоставится такой случай, готова бежать с ним из страны. Вообще женские образы в произведении почти не отличаются особенной сложностью, оригинальностью и зачастую находятся в подчинённом положении, однако, именно они являются движущей силой произведения. И Нейда, и Жизель, и мисс Тэвиш, и особенно Жёлтая Птица в той или иной степени помогают Рождеру на его пути, его дороге.
Дорога в художественном произведении, будь то роман и кинофильм, больше, чем просто дорога - она символизирует жизненный путь героя. Это ни для кого не секрет. Символический пласт у Кервуда минимален, да и не ставил автор перед собой подобной задачи, но тем не менее, это не отменяет того факта, что Весёлый Рождер Мак-Кей в той или иной степени относится к ряду героев-скитальцев, родоначальником которого стал древнегреческий Одиссей. Для многих представителей жанра цель как место назначения не играет принципиальной разницы, но в произведении Кервуда путешествие является своего рода возвращением домой (почти в гомеровских традициях), причём, даже не столько в географическом смысле - у разыскиваемого преступника Роджера попросту не осталось дома, сколько в общефилософском - герой ищет место, где мог бы вновь ощутить это забытое чувство, пустить корни и прекратить своё бегство.
Но потенциально красивого финала, когда главные герои вдвоём против всего мира уходят в закат, не случилось. Сюжетный твист, который припас автор для последних страниц, серьёзно обескураживает, мало вписывается в общий пафос произведения и как будто бы обесценивает все испытания, через которые пришлось пройти персонажам. Это не победа и не поражение, а невнятный компромисс. Как если бы дорога привела героя не к цели, не к обрыву, а к знаку тупика.
351,3K