Рецензия на книгу
Надвигается беда
Рэй Брэдбери
Аноним29 апреля 2017 г.By the pricking of my thumbs,
Something wicked this way comes.
W. ShakespearНачинать отзыв со строчек из "Макбета" в день рождения Уильяма Шекспира — отдельное удовольствие, и тут главное вовремя остановиться, потому что речь сегодня о другом авторе. Тем не менее, настроение задано буквально с названия романа Рэя Брэдбери, потому что в голове сразу всплывают сцены из знаменитой пьесы, и никак не получается развеять мрачноватую ведьминскую атмосферу — все мы помним, что сёстры предсказали и чем дело кончилось.
Казалось бы, чтение книги одного любимого писателя с названием, заимствованным из пьесы другого — идеальное сочетание, но в этот раз что-то пошло немножко не так. Сразу оговорюсь, что "Надвигается беда" — первое, что я читаю из цикла Green Town, потому что "Вино из одуванчиков" пока что прошло мимо меня, и никаких предрассудков относительно историй конкретно этого городка я не испытываю.
А городок — самый обыкновенный. Маленький, спокойный, всё здесь идёт своим чередом, а каждый житель — практически сосед, потому что все друг друга знают. Для Гринтауна событием становится прибытие случайного путника или продавца громоотводами, что уж говорить о приезде Карнавала! Толпы людей высыпают на главную площадь, чтобы покататься на аттракционах и развлечь себя всевозможными диковинками, будь то предсказание судьбы или представление с метанием кинжалов: кто не любит пощекотать нервы и вырваться из однообразия октябрьских дней, верно?
И всё бы ничего, не начни происходить чертовщина, главными зрителями и участниками которой становятся два закадычных друга почти-четырнадцати-лет. Число тринадцать, непроглядные ночи, пугающие совпадения, жуткие артисты — в инструментарии Рея Брэдбери до неприличия простые элементы, которыми он пользуется для создания мрачной атмосферы. Простота выбранных средств здесь явно не случайна, потому весьма незамысловатая страшилка в этот раз играет второстепенную роль, и маэстро фантастики разыгрывает перед читателем совершенно иную пьесу, оперируя гораздо более тонкими материями. Если отодвинуть на задний план паранормальную составляющую, в сухом остатке мы имеем извечный конфликт отцов и детей, осознание мимолётности нашей жизни, неумение проговаривать проблемы, страх перед смертью и постепенным угасанием.
Взрослеть — желанно, стареть — страшно, а неизвестность где-то под конец — вообще апогей. Три главных героя романа разрываются между своими стремлениями и опасениями. Джим Найтшед стремится повзрослеть, ему тесно в теле мальчишки, и он всё ускоряет бег, чтобы поскорее достичь желаемого. Чарльз Хэллоуэй, мужчина пятидесяти четырёх лет, наоборот переживает из-за того, что он слишком поздно завёл семью, и пусть он молод душой, ему становится всё тяжелее нести бремя телесной оболочки. Вилли Хэллоуэй, его сын, кажется чем-то вроде баланса между этими двумя персонажами, потому что он единственный спокойно отдаётся течению времени, но его тревожат настроение близких людей и ощущение неизбежно надвигающейся опасности.
Рэй Брэдбери написал историю, в которой ненавязчиво проводит нас через жуткое шапито наших собственных страхов и ставит перед входом в зеркальный лабиринт, заставляя взглянуть в глаза своему отражению и увидеть, понять, принять.
1284