Рецензия на книгу
Призраки Бреслау
Марек Краевский
winpoo28 апреля 2017 г.Польская литература определенно набирает очки в моем читательском рейтинге, и «Призраки…» - уже не первая книга, прочитанная не просто с интересом, а еще и с удовольствием. Вот интересно, детективы можно называть атмосферными? Здесь такое колоритное и вкусное начало XX века, что временами даже сожалеешь, что на дворе уже век XXI, и всего этого уже не застать и не увидеть! Может быть, это просто игра воображения, но мастерски восстановленные реалии вкусов, запахов, звуков, одежды, манер, настроений, особенностей повседневного «балака» Бреслау 1919 года прямо просятся в какой-нибудь культурно-антропологический архив, их хочется сохранить для потомков, как японцы сохраняют свою «исчезающую Японию» с ее птичьим пением, шуршанием песка под ногами, шелестом листьев в парках и садах.
Эта книга точно выходит за рамки ретро-детектива. В ней отлично уживаются ужасное (оккультные убийства, оскверненные трупы) и обыденное (повседневная жизнь Бреслау, обывательские нравы), высокое (цитаты из классической латыни, «облагораживающие» детектив античностью) и низкое (запахи перегара и пота, общение героя с проститутками и преступниками, общая стилистика нуара), точное (кулинарные рецепты, историко-географические реалии, знания о старинных религиозных культах) и выдуманное (дневник преступника, видения Мока). Она выглядит одновременно как классическая литература, восходящая к традициям Э.А. По, и как вполне современный криминальный роман в духе Ж.-К. Гранже.
И даже скверный характер главного героя Эберхарда Мока на фоне этого литературно-интеллектуального пиршества становится вполне терпимым и не вызывает прямого отторжения. В какие-то моменты его не просто понимаешь, а жалеешь, и даже сам факт, что к такому герою испытываешь сочувствие и эмпатию, примечателен: это значит, что он выписан автором настолько живо, что воспринимается как реальный - «могущий быть». Сам себя Мок называет «охотничьей собакой», и, действительно, это очень подходит к его способности заводиться с полоборота, лезть на рожон, презирая опасности и условности, действовать вопреки всему, прибегая к шантажу и грубой силе, конфликтности, жестокости, пищевой и алкогольной невоздержанности, сексуальной разнузданности. Но никто и не ожидает увидеть светлого ангела на такой работе. Чтобы жить, Маку нужно бороться, сражаться с преступным миром, иначе он будет вынужден столкнуться с самим собой и как-то справляться с внутренними конфликтами и комплексами. Он забивает жизнь работой, а потому многое теряет, не успев понять, что утраченное и было главной его жизненной ценностью.
Как мне показалось, Мок, собственно, и был реальным центром всего повествования, а вовсе не сюжет, как может показаться на первый взгляд. Сюжет как раз не представляет из себя ни чего-то выдающегося, ни даже чего-то особенного, особенно концовка. Для меня это был тот редкий случай, когда интерес к детективу был вызван и поддерживался только благодаря его внедективному содержанию. Может быть, есть смысл почитать что-то ещё из авторской «бреславианы».
24441