Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним27 апреля 2017 г.Когда я бралась за "Облачный атлас", то понимала, что мое мнение будет не вполне беспристрастным и объектиным, потому что фильм 2012 года я обожаю всеми фибрами души! <3 и с таким же вдохновением села читать бумажный первоисточник.
Следует начать с того, что в книге довольно-таки любопытная композиция: 6 историй идут одна за одной, а затем вновь повторяются по кругу: 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1. Фильм в этом плане явно выигрывает т.к. все 6 сюжетов переплетены равномерно, и все экстремумы связаны, перекликаются и оттеняют друг друга. Но построение историй не главная фишка книги, главное то, в какой форме они поданы: дневник, письма, сценарий к фильму или устный рассказ. Меня подобное разнообразие не отторгло, наоборот, было интересно посмотреть, как автору удастся переплести такие разные истории (удалось ли? не очень натурально).
Я сходила с ума от того, что ни одному герою не хотелось соболезновать, никто у меня не вызывал раздражения, ни за кого я не болела - все они были для меня на одно лицо. Единственное, что четко прослеживалось в книге, так это то, что все проблемы к героев становились масштабнее от истории к истории:
человек против человека
человек против светского общества
человек против большой корпорации
человек против системы
человек против природыИ это единсвенное, что для меня придавало книге динамики, хотя бы отчасти.
Мне всегда нравилась концепция реинкарнации: в каждой будущей жизни мы сталкиваемся с теми же проблемами, проходим через те же ошибки, но по-другому их решаем. Уровни сложноси повышаются (см. выше), герои все также продолжают искать свои пути.В фильме эта тема прекрасно прослеживалась, хотя бы через кометку на теле главных героев, равно как и в книге. Но единственное, что совсем никак не вписывается в эту концепцию, так это история № 4, Тимоти Кэвендиша.
Во-первых, для реинкарнации души эта история не умещается по времени, Тимоти должен быть примерно одного возраста с Луизой Рэй (история № 3). Во-вторых, если проблемы души в последующих жизнях возрастают, а пути усложняются, то противоборство с работниками "Дома Авроры" не тянет на что-то серьезное. Если же автор не имел ввиду реинкарнацию как таковую, а лишь связь душ, то зачем тогда прослеживать упоминания "тех же ощущений падения", сны и т.д.? (кто знает, откликнитесь, пожалуйста, в комментариях). В общем,
эта тема подана очень расплывчато и неоднозначно.
Читала со скрипом, без интереса, все сводилось к "чтению ради" чтения и поиска знакомых моментов из фильма. Но сказать, что книга плохая от и до - было бы неправдой. Что я обожала в бумажной версии, так это пасхалки. Те самые точки соприкосновения эпох и истории. То, как заканчиваются главы "на спуске" книги, плавно перетекая в последующую. Это было божественно.Линия Сонми-451 в книге отличается от линии в фильме, здесь вся мотивация героев прослеживалась с самого начала, в то время как после просмотра фильма оставались некоторые пробелы относительно этой истории. Теперь все встало на свои места. Часть о Роберте Фроббишере в книге прописана очень насыщенно, пожалуй, это единстенная история, которую я читала с интересом. Все остальное - совсем не то, что я ожидала. Скусно, нудно, и очень долго.
***
В фильме поставлен явный акцент на чувства, а в книге на мышление. В фильме даже прослеживалась совершенно другая концепция, которая мне оказалась ближе: встреча душ в разные жизни, объяснение того, почему нас так тянет друг к другу даже спустя сотни лет и несколько прожитых жизней. В книге этого нет. Вообще. Как пример можно привети эпизод: потрясающе чувственная любовная сцена в фильме вылилась в один маленький отвратительный абзац книги. Не то, чтобы я шла за этим в "Облачный атлас"... :D но был обидно не найти тему любви, дружбы и соприкосновений этих чувств сквозь эпохи.P.s. после 2/3 мой мозг отказывался принимать книгу, пришлось пересматривать экранизацию, вдохновляться, и усердно читать дальше. Такие дела. Да простят меня фанаты творчества Дэвида Митчелла, но я иду в лагерь фанатов фильма.
578,2K