Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним25 апреля 2017 г.
    “Однажды утром, проснувшись, она нашла у себя на окне два сосуда, наполненные цветами. Один из них — красивая хрустальная ваза, но с трещиной. Налитая в вазу вода вытекла, и цветы увяли. Другой же — глиняный, грубый горшок, но полный воды, и цветы в нем были свежи и ярки.
    Не знаю, было ли то намеренно, но Эсмеральда взяла увядший букет и весь день носила его на груди “

    Итак, пишу рецензию под всем известную песню “Эсмеральда”, в исполнении Петкуна, Голубева и Макарского. И могу сказать, что так, в своей жизни я еще не обманывалась. Три куплета оказались для меня более трогательными, более проникновенными, чем весь роман Гюго.
    Но обо всем по порядку:
    Роман - ода Парижу. Ода каждой улице, окрестностям, соборам и даже висилицам. По началу скучновато было читать, но слог Гюго прекрасен, поэтому я втянулась. Лирических отступлений много, очень много. Но они были органичными и интересными, в особенности, мне понравилась мысль, что с появлениям печатной книги, архитектура перестала “говорить” ( прочтите, очень завлекательно). И юмор у Гюго на уровне, казалось бы, серьезное произведение, а там нет - нет, да и мелькнёт забавная шутка.
    Но вот герои. Честно, говоря, я не очень люблю книги, где нет хотя бы одного персонажа, за которого ты “болеешь”, которому хочется сопереживать или радоваться за него. В “Соборе…” таким персонажем для меня стала козочка Джали, хозяйкой которой была Эсмеральда. Коза была такая умная, веселая и ласковая, что я переживала за нее всем сердцем. В Средневековье же дичь творилась, там вместе со всеми названными колдунами, вешали и их животных: свиней, коров, собак, крыс, коз, в особенности коз (никуда не денешься, если ты символ дьявола)
    Но вернемся к главным героям.
    Цыганка “в раба мужчину превращает красота ”Эсмеральда. Поначалу ты симпатизируешь ей, она красива, ей 16, наивна и мила. Она вроде и поступок совершает благородный, дает воды истерзанному Квазимодо. Правда совершает всю ту же ошибку молодых девушек, влюбляется в красивый мундир и прекрасное лицо Феба де Шатопера. Но, что она творит потом. Ни одного внятного монолога или мысли от нее вы не найдете, в романе у нее одна главная реплика “О! Феб! Мой Феб! ”. Собственно, эта фраза ее и погубит. Половина книги ей хотелось дать подзатыльник. Но лично мне Эсмеральда была противна не сколько своей любовью к Фебу, сколько ее жестокостью по отношению к Квазимодо, к Клоду Фролло ( хоть он конечно и заслужил) и даже к своей матери в конце книги. Как она гнала Квазимодо исключительно из-за его уродства, хотя он сделал для нее все, что только можно было. А она только “Феб! Мой Феб. Приведи моего Феба!” Благодарность - для нее слово совершенно незнакомое. Эх, не диснеевская эта Эсмеральда совсем.
    Горбун “мой тяжкий крест - уродства вечная печать” Квазимодо. Вот здесь разворачивается конфликт внешнего уродства и внутренней красоты. Ничего кроме ненависти от людей и возможно жалости от Клода ( хотя я до сих пор не понимаю отношения Клода к Квазимодо) он не видел. Но он полон любви. Он единственный, кто не испытывал к Эсмеральде похоть и страсть. Его любовь - забота, благодарность, трепет. И все же, Квазимодо было для меня очень мало, не смогла я прочувствовать все страдания горбуна.
    Клод “распутной девкой словно бесом одержим” Фролло. Архидьякон и ученый. Вот кто, самый неоднозначный персонаж в романе. У него холодный ум и такое же сердце. Его в романе много, его монологи сильные, страстные. Именно их мне интересней всего было читать. Все беды Эсмеральды из-за него. Он умудряется ее то подставлять, то спасать. Для нее у Клода только один вариант "Виселица или я, смерть или любовь, могила или моя постель". И ради справедливости надо сказать, уж кем, а распутной девкой Эсмеральда точно не была.
    Феб “разбилось сердце белокурой Флёр-де-Лис” де Шатопер. Кратко: кабаки, ругань, драки и много доступных женщин. Бедная Эсмеральда влюбилась в самого неподходящего мужчину. Он не помнил даже ее имени. Гюго заканчивает его историю такими словами “Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился.” Жалко только Флёр-де-Лис, так себе мужа отхватила.
    О второстепенных героях говорить особо не хочется. Единственное, что благодаря роману я загуглила Людовика XI и обогатилась знаниями о Франции 14-15 веков. И спасибо Гюго, что позволил Гренгуару спасти козочку Джали)

    5
    309