Рецензия на книгу
Purity
Jonathan Franzen
Аноним25 апреля 2017 г.Насилие в отношениях под вуалью приключенческого романа
Я не большой знаток современной литературы, многое прошло мимо меня, но пока я замечаю тенденцию облечения серьезных драм - психологических или социально-общественных - в оболочку приключенческого романа. Так было, например, в "Орфографии" Быкова, где на фоне ужаса и бестолковости революционных событий в России и личностного кризиса главного героя - лишней буквы в алфавите - происходит, скажем так, постоянный движ (все, на четвертой строчке я устал изображать серьезного критика, идет оно на фиг), порой граничащий по остроте с самыми проработанными голливудскими детективами и триллерами (не блокбастерами, конечно).
И у Франзена, по-моему, так же в "Безгрешности" - вот вам исторические события, падение Берлинской стены, затем - эра информации как способа убивать и калечить, фоном - Ассанж, Путин и еще кто-то, то есть современная проблематика сквозит из всех щелей, но параллельно с этим - секс, насилие, постоянные переезды куда-то, хипстерские кофейни и случайности, без которых герои не запутали этот клубок.
Про Франзена я начитался в Афише и Вилладже как чуть ли не главном современном писателе, поэтому и купил "Безгрешность". Надо сказать, работу он проделал отличную - то, как отдельные истории, произрастающие из каждой главы, все-таки сходятся в одну (достаточно банальную, увы, и в одном аспекте (в том, к кому вернулась Пип) разочаровывающую) концовку, говорит о большом таланте их автора.
Та приключенческая составляющая, которую я зачем-то упомянул выше, на самом деле служит одной цели - раскрытию эмоциональной нестабильности всей основной четверки персонажей: Пип, Андреаса Вольфа, Тома Аберанта и Анабел Рид. Даже ситуация с незаконно вывезенным атомными боеголовками ни во что не выливается, хотя я почему-то ждал, что весь дальнейший роман будет так или иначе с этой историей как-то связан.
Серьезно, я вот сейчас пишу и понимаю, насколько все жутко у всех этих ребят было с головой, насколько на грани они были все это время. Андреас в этом плане, конечно, с его эдиповым комплексом и сексуальными отклонениями, интереснее всего, особенно в свете того влияния, которое он умудряется оказывать на весь мир.
В книге так много секса, что я невольно задумываюсь о написании какой-нибудь работы на тему типа "сублимация авторов в современной литературе". Мне кажется, когда секс описывается так, и его так много, авторам его определенно не хватает (либо не хватает каких-то фишек, о которых они боятся попросить партнеров). Сцена, в которой у Тома и Анабел сначала был секс в джунглях, а потом трижды за ночь анальный секс дома, меня почти рассмешила (вопреки высоченной концентрации эмоционального - да и физического насилия в этой сцене), настолько неправдоподобной она показалась. Хотя, может быть, Франзен просто хотел добиться усиления эффекта на читателя.
Самое мое любимое в этом романе - это то, во что у двух пар героев превратилась любовь. Том был настолько одержим Анабел, что готов был сколько угодно переступать через себя ради нее, а то, как сошлись Андреас и Аннагрет - это вообще хэппи-энд какого-нибудь слезного фильма о перерождении человека под воздействием любви. При этом то, что случилось в этих парах дальше, можно называть чем угодно, только не любовь: одержимость, эгоизм, безразличие, попытка обвинить другого в своих косяках, попытка обвинить себя в косяках другого. То, что Аберант и Анабел снова исступленно и болезненно сошлись уже после развода - это уже какая-то болезнь. Вероятно, Том научился бы с этим справляться, если бы не встретил ее так рано. Ну, а ситуация, когда Андреас, добивавшийся Аннагрет несколько лет, начинает уставать от жизни с ней, ненавидеть ее, целыми днями дрочит, по сути, просто устав от отношений, исчерпав их, разлюбив, если хотите, и при этом пытается заставить ее стать инициатором их разрыва, пытается играть на чувстве вины некогда любимой женщины...
По большому счету, все, кроме Пип, ведут себя друг с другом так, как вести себя друг с другом не следует даже врагам - хуже героев фильма "Близость" ( в котором, кстати, Натали Портман была Пип, потому что только она старалась не делать никому больно). И я до сих пор не пойму, кто был хуже - Андреас или Анабел (Тому оставим третье место).
Описанные в "Безгрешности" ситуации соответствуют моему нынешнему образу мыслей, согласно которому все романтические отношения суть психологические эксперименты, порой вполне уровня "Эксперимента", когда один становится заключенным, а другой - надзирателем (я не о физическом домашнем насилии, если что, я о тех психологических ловушках, в которые влюбленные порой заманивают друг друга и себя). Поэтому лучше в них не влезать, хех.
Я только сейчас понимаю, на самом деле, как много хорошей, сильной, далеко заплывающей мысли Франзен впустил в свой роман. Но вот читать его было почему-то куда сложнее, чем может показаться. Отчего-то не было желания на одном дыхании проскочить от одного сюжетного твиста к другому и поскорее узнать, кто на самом деле отец Пип и почему мать его скрывает, что за терки у Андреаса с Томом и так далее. Впрочем, меня вообще мало что может по-настоящему увлечь в последнее время. "Противостояние" Кинга я прям проглатывал, ''Чапаева и Пустоту" тоже, практически, а так нет.
Так что молодец Франзен - не знаю, насколько уж прям главный писатель нашего времени, но талантливый точно. Посмотрим, что там у него есть еще.
4121