Рецензия на книгу
Американская трагедия
Теодор Драйзер
zabushantica23 апреля 2017 г.Теодор Драйзер любит писать о темных сторонах души, любит показывать противоречия мысли, причем настолько мастерски это делает, что ловишь себя на мысли: а ведь и мне свойственно так отрицать свои прежние слова, а ведь и я тоже могу испытать антонимичные чувства.
Эта немаленькая книга рассказывает реальную историю: молодой человек стремился к своей мечте, связанной с материальными благами и высоким положением в обществе. Сам Клайд Грифитс по большому счету ничего из себя не представлял: ни образования, ни внутреннего стержня, ни принципов, ни морали, ни способности к высоким чувствам. Он был быстрым, умел приспособиться и найти не особо тяжелую работу. На счастье, у Клайда были богатые родственники, которые особого участия в его судьбе не принимали, но место на их заводе все же дали племяннику. И понеслась нелегкая: Клайд хотел быстро выбиться в люди, потому что он, разумеется, имел на это особые права, он хотел изящества и красоты, но была же и плоть, требовавшая своего. В общем, соблазнив девушку, Грифитс отказался от ответственности за ее беременность, но никак не мог придумать способа избавиться от нее: Берта оказалась несговорчивой. И тут его изворотливость подводит юношу: он не может устроить незаконный аборт, покупает таблетки, не давшие никакого результата... Что же делать?! Ну не жениться же ему, блестящему кандидату в сливки высшего общества, на обычной рабочей завода? Кто он и кто она? А собственно, действительно, кто? В чем разница между ними? Разница только в восприятии Клайда.
В общем, убил он девушку, попытался все хитро подстроить как несчастный случай, унесший жизни двоих, но мозгов все-таки немного было - парень оплошал.
Мне очень понравилось то, что Клайд получился действительно живым: его мысли и чувства настолько детально прописаны автором, что это не может не восхищать. Автор не пытается заставить читателя делать выводы по движению брови или сжатым губам героя: прямо дан ход размышлений, внутренние монологи и страхи. Это потрясает. Клайд показан еще ребенком: его обида на жизнь кажется естественной, начинаешь сочувствовать ребенку, лишенному детства. Но вот он идет работать, получает первые деньги, потом последующие - и не понимает, почему он должен делиться с семьей? Почему он должен им помогать? Почему от него ждут помощи сестре, попавшей в некрасивую ситуацию? Неееет, он против такой несправедливости! Деньги его - и баста! Он будет тратить их на свою одежду, попойки с приятелями и и подарки пустенькой девчонке.
Дотошность автора иногда выводит из себя: последняя часть читалась через силу. Детально описывался судебный процесс, все слова прокурора, защитников, допросы (которые были уже прописаны ранее, когда адвокаты готовили Клайда к суду)... Даже выбор присяжных!!! Ну на кой черт ты описываешь мне человека, которого отклонили? А текст Псалма? Ну спасибо, конечно, но я не рассчитывала еще и Псалтирь прочитать во время чтения "Американской трагедии" (:
А еще иногда злило, что автор завирается и противоречит сам себе: то он описывает Клайда как увертливого малого, то, спустя 10 строчек, Грифитс уже тюфяк. То автор говорит, что Клайд - хороший и верный малый, то этот же Клайд уже не столь достойный человек.7134