Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Неизвестные в доме. Повести и рассказы

Жорж Сименон

  • Аватар пользователя
    Аноним23 апреля 2017 г.

    Эта история выделяется для меня из череды всех прочитанных мной детективов. Уже в начале мной овладело странное чувство чего-то непохожего, причину которого я выяснила позднее. Обычно детективщики, рисуя портрет служителя порядка, обращают внимание на их интеллектуальные способности, некоторые странности характера, и немного семейную жизнь. Здесь глубже описана история Лурса, который и стал поневоле центром трагедии. Повесть мне понравилась глубоким психологизмом. Здесь стандартные параметры убийство-расследование-разгадка развиваются не так, как в классических детективах. Да и детектива-следователя тут нет, его роль исполняет адвокат, жизнь которого лично меня привлекла даже больше, чем само убийство. Мы неотступно следуем за закрывшимся от всего мира судебным служащим и смотрим на мир через призму его сознания. В каждой строчке слышится именно его отношение к людям, к миру. Не очень лестные описания жизни и характера Лурса поначалу вызывают отторжение, но очень скоро он странным образом завоевал мою симпатию. Мотивы одиночества, невысказанное горе сливаются с образом отца-одиночки, и мы видим уже не пьяницу-мизантропа, а потерянного человека. То есть, место в жизни он себе нашёл, причём очень уютное. Жарко натопленный кабинет, шкафы книг, никакого беспокойства - мечта многих книгофилов и любителей приятно провести время наедине с собой. Вот только независящие обстоятельства вынуждают Лурса вылезти из своей норы и погрузиться в суматошный, полный тысячи мелочных ничтожностей мир, в котором копошатся сотни людей маленького городка. Случившееся в его доме убийство нарушает привычный ход жизни, и герой как бы просыпается ото сна, гуляет по улицам!, входит в кампанию молодых людей, пытается понять их психологию. Все это ворошит в нем воспоминания о собственной молодости и о драме, послужившей причиной его изоляции.
    Прошло уже первое послевкусие, читаются другие книги, а в мыслях я все возвращаюсь к тому одинокому, ещё не старому, но, как кажется, все прожившему и все понявшему Лурса. Изменилась ли его жизнь после этого инцидента? Видим, что нет. Он так же пьёт и безвылазно проводит вечера, знакомые снисходительно отзываются о нем. Но ещё мне кажется, к мыслям его, доселе необремененным осознанием собственной трагедии, добавилось горькое ощущение неудовлетворенности из-за 18 прожитых в уединении лет. Незнакомые в доме… Кого же подразумевать под незнакомцами? Кажется, будто не только о жертве, проживающей незадолго в его доме, или о компании бунтарей, регулярного собиравшейся прямо над его головой, но и о собственной дочери он почти ничего не знал. Знакомыми являлись для него собственный кабинет, спальня, столовая, сигареты с вином, а все остальное было скрыто от одурманенного алкоголем и привычными мыслями разумом.

    Повесть “В подвалах отеля Мажестик” не так сильно мне понравилась, как “Неизвестные в доме” и “Мэгре и бродяга”, с которого и началось моё знакомство с Сименоном. Возможно, оттого, что действие развивается быстро, и как-то непоследовательно. Создаётся впечатление, что из книги вырваны некоторые страницы, из-за недостатка которых трудно понять действия комиссара Мэгре. Бесчисленные поездки из одного конца Парижа в другой по сотню раз на день, имена, лица, истории, биографии. Не успеваешь следить за всем этим, и чувствуешь себя запыхавшейся после бега. Но ещё одно вызывает дискомфорт - непонимание того, откуда комиссар берет свои теории. Эта невысказанность отдаляет смутно что-то понимающего читателя от всемогущего Мэгре.

    Следующие рассказы порадовали меня больше, наверное оттого, что вернулся “другой” Мэгре, сомневающийся, думающий, а еще, о да, страдающий! Похоже, что у меня страсть к историям, в которых следователи способны болеть душой, испытывать злость, грусть, отчаяние, что делает их человечными и не такими уж непогрешимыми. Так, в рассказе “Смерть Сесили” Мэгре мучает совесть об убийстве, которое он мог предотвратить, а в “Буре над Ла-Маншем” мы видим его в совсем неподходящих условиях, где он впервые на собственной шкуре узнал, что значит быть свидетелем!

    5
    888