Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов

Ёко Тавада

  • Аватар пользователя
    Аноним22 апреля 2017 г.

    Этот поезд в огне...

    "Этот поезд в огне,
    И нам некуда больше бежать."
    (Аквариум)

    Ощущение от книги именное такое - гребенщиковская безысходность, от которой приятно замирает под ложечкой. И сейчас я объясню, почему.

    Но сначала о поездах:
    "Подозрительные пассажиры..." состоят из тринадцати путешествий (тут могла быть плоская шутка) в тринадцать разных городов. Изначально, когда я только взяла в руки книгу, то была уверена, что все эти города будут точками, связанными на карте. Но нет - каждое путешествие обособлено: героиня в один прекрасный день выезжает из пункта А в пункт Б, а в следующей главе - пукнты меняются на В и Г, и так далее. И это наводит на мысль о том, что автор по-сути живет только в поездах. А всё, что выходит за пределы покачивания на рельсах - скорее сон, нежели реальность. Забегая наперед скажу: уже ближе к концу книги героиня описывает свое вынужденное времяпрепровождение в городе в ожидании поезда. И тогда она ищет его везде: в картине на стене, изображающей вид из окна купе, в черно-белом фильме - красивом оттого, что действие происходит в поезде. Формула выглядит так: город=день, поезд=ночь=то, что связывает собой два города.

    Теперь о пассажирах:
    Да, они на самом деле подозрительны. Но разве это недостаток? Вначале практически неопытная путешественница ничего не боится: например, она безо всяких сомнений помогает контрабандистам. Но для нее эти люди скорее необычны, нежели подозрительны - так котенок с любопытством, но без страха трогает лапой воду. С течением времени подозрительность меняет оттенок: из любопытства она превращается в средство от скуки. Когда во время восьмого путешествия пропадает глубина ощущений, поездка превращается в поиск впечатлений-лекарства. Героиня намеренно ищет подозрительных людей и при этом упорно засыпает вместо того, чтобы наслаждаться присутствие/разговором/молчанием с подозреваемом в подозрительности визави.

    И наконец о безысходности:
    Она проступает везде, монотонно накапывая, как не до упора закрытый кран на кухне. Вначале чтения появляется сразу несколько ассоциаций - с путешествиями Синдбада и Одиссея, с затянувшимся вояжем Данте, с учением Платона о тенях в пещере. В любом случае, читатель связывает это с жизненным путем человека, мчащегося в ночной непроглядности. По причине, не столь существенной, чтобы быть реальной. С зашкаливающей скоростью, больше похожей на суету, чем на стремление. И уже не способного остановиться, пока не сорвет стоп-краны.
    Последняя глава называется "Город, которого нет". Тут на ум приходит еще одна песня из 90-х. И ты понимаешь, что до него остается еще одна станция, правда есть один нюанс - она "длиннее жизни".

    Фото: Klavdij Sluban: Trans Siberian Railway, Mongolia, 2003, from Transibériades

    26
    310