Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Ernst_Keller13 апреля 2017 г.

    Пару лет назад я решила забыть свой опыт чтения классической литературы в школе и начать все заново. Отношение к некоторым книгам и авторам не меняется, некоторые книги открываются с совершенно новой стороны, со многими еще только предстоит познакомиться. К стыду своему должна признаться, что Набоков почему-то все это время проходил мимо меня. Когда-то давно я начинала читать «Лолиту», но даже не помню, осилила ли я ее.
    Сюжет набоковской «Лолиты» не знаком только ленивому, поэтому не буду его пересказывать. Книга, надо сказать, удивительная. Она приторна, тошнотворна и омерзительна с первых и до последних строк. В ней нет ни одного положительного героя, даже зацепиться не за кого. Однако неподражаемая словесная паутина, которую плетет Владимир Набоков, затягивает настолько, что книгу, при всей ее отвратности, невозможно бросить, не дочитав.
    Помимо бесконечных слащаво-похотливых вздохов Гумберта Гумберта, первое, что бросилось мне в глаза, это пародийность романа. Эта пародийность прослеживается буквально на всех уровнях повествования. Набоков все и вся выворачивает наизнанку и доводит до гротеска. Гумберт (уроженец Парижа с классическим образованием, вычурной книжной манерой речи и поведения) оказывается в американском захолустье, где сталкивается со всеми атрибутами американской культуры конца 40-х - 50-х годов (кино, журналы, летние лагеря, методы обучения и т.д. и т.п.). Шарлотта Гейз, мать Лолиты, представляет собой эдакий пережиток прошлого, набор штампов женского сентиментального романа, Лолита же наоборот - яркий представитель массовой культуры, который верит в рекламу, читает комиксы и обожает все модное. Мне также показалось, что Набоков с удовольствием иронизирует над фрейдизмом. Все персонажи романа, как главные, так и второстепенные, совершенно неестественны, а их проявления и склонности гипертрофированы.
    О главном герое, Гумберте, от лица которого ведется повествование, честно сказать, не хочется даже и говорить. Гумберт – сумасшедший. Его сумасшествие разрушило сначала его собственную личность, а потом как черная дыра начало затягивать и разрушать все вокруг: жену-мещанку, Шарлотту Гейз, Лолиту, всех, кто задерживался в зоне поражения дольше, чем на несколько минут. Так случилось, что недостижимый идеал, рай детства и все грезы Гумберта воплотились в обожествляемой им девочке 12 лет, Долорес Гейз или Лолите, как называл ее сам Гумберт. Видение, идеал, нимфа, вся эта возвышенная трансцендентальная чепуха оказались в действительности растленной сломленной девочкой, которая по вине Гумберта осталась сиротой и лишилась детства. Гумберт совершенно не замечает Лолиту-человека и видит только свои желания, но наваждение не может длиться вечно, поэтому реальность в какой-то момент превращается в кошмар. В конце романа, правда, появляется проблеск надежды. Встретив Лолиту через несколько лет после ее побега, Гумберт до некоторой степени прозревает. Он видит повзрослевшую и «поблекшую» Лолиту, он вдруг осознает, что реальная живая Долорес совсем не уступает его фантазии, а во многом даже превосходит ее. Это прозрение и принятие реальности приводит Гумберта к осознанию всей тяжести его преступления.
    Я не могу сказать, что роман мне понравился, но я все-таки склоняюсь к тому, что нужно отбросить ханжество и брезгливость и прочитать «Лолиту». Мощнейший психологизм, затронутые проблемы и неповторимый набоковский стиль того стоят. Я точно не буду перечитывать эту книгу в ближайшие несколько лет, но я ничуть не жалею, что прочитала ее. Про Набокова же могу сказать, что он меня заинтриговал, поэтому я определенно попробую почитать еще какое-нибудь его произведение.

    13
    137