Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Люблинский штукарь

Исаак Башевис-Зингер

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2017 г.

    О евреях и не только

    — Сема! Представь себе, я, наконец—таки послала свое фото в клуб одиноких сердец. — Ну, так шо они тебе ответили? — Они прислали ее обратно. Написали, шо они не настолько одиноки.

    Представьте себе, я прочитал Коэна и опять беру еврея в ДП,

    • Ви настолько одиноки?
    • Нет, просто хочу почитать наконец-то нормального еврейского писателя.
    • Вам не хватает Пейсателя?
    • Да, не хватает. Лукьяненко хорош, но нельзя же все время читать только его ("его" я произношу так фрикативно как-то, по-украински, как то вот так ГЭкая, между Г и Х что-то, вот откуда это может быть? Сибирь настолько переполнена разными нациями, который сюда ссылали начиная с дореволюции и заканчивая Сталиным, у меня бабушка из украинцев а фамилия почти что еврейская, хотя и полностью русская, но к Рабиновичу близко, да). Что интересно, и Коэн и Башевис-Зингер - лауреаты нобелевки, но качественно мне больше нравится Б-Зингер, хотя и прочитал у него всего-навсего "Люблинского штукаря", который по размеру раза в три меньше чем "Любовь властелина". Но Башевис-Зингер не так прост, в литературе он сделал поболее, чем Коэн поэтому и нобелевку получил. Но это все так, суесловие, а что у нас по книге?

    Еврейская тема=библейская тема, герой до боли напоминает нам многострадального Иова, отличие только в том, что Иов страдает просто так, а Яша страдает, потому что через страдания он должен увидеть Истину и прийти к Богу. Несмотря на практически полное отрицание Яшей Бога, это отрицание скорей умственное, несерьезное, как дети отрицают авторитет своих родителей. Ну что это за аргумент, мол если Бог говорит по-еврейски, как его поймут другие национальности? Ну вот так... У Яши своего рода кризис веры, кризис среднего возраста, кризис в профессии, кругом одни кризисы, переломы и ушибы. Почему же все так непросто? Все оттого, что Яша одарен, то есть имеет от Бога дар, какую-то странную силу, и до поры до времени пользуется ей неосмысленно и, извините за каламбур, бездарно тратит свой дар на всякую ерунду, на фокусы, гипноз, на женщин... Но рано или поздно за все приходится платить, от судьбы не уйдешь, и сколько бы Яша не бегал от Бога, а прийти к нему придется, жизнь подталкивает его к этому сначала потихоньку, а когда Яша не понял "тонких" намеков (трясущийся уродец, слабость при попытке совершить кражу, слова Вольского о том, что он видел многих артистов сгубивших все на краю великой карьеры. И, кстати, продолжая суесловить, невозможно пройти мимо темы болезней в книге, как Яшу буквально трясет от "плохих и грешных" мыслей и желаний, он горит, дрожит и болеет в буквальном смысле. Но есть и второй взгляд на болезнь, уже когда он себя замуровал в каменном гробу, то его болезни выглядят обычно и не вызывают в нем никаких эмоций, в отличие от прежней жизни, когда любая болезнь была для него страшна. Ну и еврейский анекдот в тему - Яша на приёме у терапевта. - Ну, шо я вам скажу, больной, попробуйте водой холодной обливаться, по снегу босиком бегать, пшеничку пророщенную кушать. Вот иммунитет и укрепится... - Ой, знаете шо, доктор, - уж лучше пусть у меня будут сопли, чем шизофрения!), то жизнь долбанула его в темечко. Как говорится, "Гром не грянет еврей не перекрестится", Бог не дает Яше свернуть с назначенной дороги, как бы он ни пытался увильнуть. И ведь Яша пару раз видел спасение и почти уже поверил ему, но подлая человеческая натура всегда брала свое... Но Богу наплевать, чего там Яша себе напланировал, у него для Яши свое предназначение, и в последний момент Яше удалось выбрать правильную дорогу. Пару гештальтов Бог закрыл за него - это с Зевтл и Магдой, где-то трагично - где-то обычно, но один гештальт у него остался открытым и мучил его несколько лет, пока наконец не закрылся и он, в самом финале, что должно было означать, наверно, полное освобождение от соблазнов этой жизни. И все что в этой жизни есть, меркнет рядом с Богом, у Яши основная движущая сила в жизни - любовь к женщинам, и вот эта движущая сила, основа, фундамент жизни начинает давать трещины, рушится и в конце концов Яша остается у развалин своей жизни, и тут до него начинает доходить то, о чем ему говорила его душа на протяжении всей книги - спасение в религии, какая бы скучная она не была, какие бы грешные люди не приходили в храм. Ну и шобы не заканчивать на такой серьезной ноте вот вам еще
    Два еврея обсуждают своего ребе.
    — А недавно он совершил чудо! К нему в синагогу ввели хромого и он сказал: «Брось костыли и иди!»
    — И что хромой?
    — Он упал и разбился.
    — Так какое же это чудо?
    — Зато я видел это собственными глазами!

    P.S. И вот что еще объединяет Солаля и Яшу - отсутствие детей, как будто бесплодие в реальной жизни - это признак избранного, исключительного человека, отмеченного судьбой... Ну, а в принципе, очхорочхор.

    23
    720