Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Люблинский штукарь

Исаак Башевис-Зингер

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2017 г.

    Крайности на десерт

    Как бы ни относился человек к вере, ему трудно поспорить с тем, что всё «видимое и невидимое» поделено на два противоположных мира. Для людей верующих это рай и ад, ангелы и демоны, а для атеистов это, пусть будет, относительные области хорошего и плохого. И как бы там ни было, человек разумный и мыслящий, оказавшийся в лапах чертей, будет всеми правдами и неправдами пытаться выбраться из пропасти, сбежать от неминуемой гибели. А сценарий этого побега читанный-перечитанный, знакомый буквально каждому.
    Первый и последний симптом того, что человек в полнейшем просаке – это острая чувствительность к превратностям того мира злочестия и похабщины, в котором он прозябает. «Одни воруют, другие торгуют телами. Одни неистово молятся, другие давно уже перестали бояться Судного дня», – думает человек.
    Прежде чем осознать, что делать, чтобы выбраться из глубин лживого мира, человек вспоминает, как он оказался на самом дне. «Есть два способа оказаться на дне, – думает человек, – своими усилиями и стараниями других достопочтенных господ». Как всё знакомо, да? И ответ очевиден. Любой свалит вину на других.
    Ну а теперь, как выбраться из преисподней? Наложить на себя руки или обратиться к Богу? Ведь других вариантов за миллионы лет существования человек, к сожалению, не придумал… Более того, не имея большого арсенала выходов из ада, человека обуревают вопросы: а что лучше? а что эффективнее? Никого не волнует, что это вопросы, которые озвучивать или задавать самому себе настолько нерационально, насколько нерационально громко и с остервенением отстаивать своё отношение к религии.
    Есть истории, такая как история главного героя романа, Яши Мазура, и их тысячи. Ценность их лишь в том, что они показывают как и из чего человек составляет план собственной эвакуации из ловушки нечистых сил. План Яши – обращение в веру и покаяние. Но вера – личное дело каждого, такое же, как занятия спортом. Не поэтому ли атеизм так популярен в современном мире?
    Слаб ли Яша, потерян ли настолько, что других выходов, кроме как крайних – самоубийство и обращение в веру – не видит? Выходит, что на лицо очередное доказательство эгоизма человеческой души. Очень удобная, выходит, вещь, эта религия. Когда человек тонет в дерьме, то обращается в веру, когда человеку хорошо, то и Бог с ней, с верой... Иронично, но горькая правда она такая, к тому же жизненная. Мы осеняем себя крестным знамением, когда самолёт чуть трясёт, а имя Господа произносим в любой, как говорится, непонятной ситуации.
    Вспомним, что писал Толстой в «Воскресенье»:


    И никому из присутствующих, начиная с священника и смотрителя и кончая Масловой, не приходило в голову, что тот самый Иисус, имя которого со свистом такое бесчисленное число раз повторял священник, всякими странными словами восхваляя его, запретил именно все то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхвование священников-учителей над хлебом и вином, но самым определенным образом запретил одним людям называть учителями других людей, запретил молитвы в храмах, а велел молиться каждому в уединении, запретил самые храмы, сказав, что пришел разрушить их и что молиться надо не в храмах, а в духе и истине; главное же, запретил не только судить людей и держать их в заточении, мучать, позорить, казнить, как это делалось здесь, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что он пришел выпустить плененных на свободу.

    Вспомним жизнь священника в «Молчании» Скорсезе и последний кадр фильма.
    Сохраним веру в себе, в себя.
    И не будем забывать, что не даром человека наделили разумом. Всему найдется решение. Крайности припасем для конца света.

    10
    456