Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним9 апреля 2017 г.

    Эх, сегодня буду многословной, но выговориться после такого чтива надо.

    Всё-таки мне не понравилось. В каждом выделенном плюсе находится (более или менее субъективный) минус. Правда, жанр мне в новинку, и чур меня от подобного в дальнейшем.

    Атмосфера Нью-Кробюзона, конечно, передана мастерски. Город предстаёт перед читателем живым – иначе и не скажешь. Вот только атмосфера эта – мерзкая. Такое ощущение, что девиз Нью-Кробюзона: «Больше говна!». Серьёзно, помимо стандартных дерьма, гноя, крови, блевотины и прочей знакомой простому человеку фигни тут мы найдём ещё и особый вид психических какашек. И это не шутка и не метафора.

    С сюжетом тоже любопытно получается. Не без оговорок, но всё-таки было интересно, чем же всё разрулится. Настолько интересно, что я аж до конца дочитала. Хотя не исключаю, что я просто настолько разогналась к середине, что не смогла уже остановиться. Раскачивался автор долго, без преувеличения полкниги (об объёме все наслышаны, полагаю). Потом начался натуральный голливудский блокбастер. С избранными, которые только и могут справиться с опасностью, на власть и надеяться нечего. С элементами deus ex machina, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Впрочем, без этого и не обойтись, ведь главный враг изначально супер-пупер-мега силён, по-другому с ним просто не справиться. И что интересно: я долго ныла про себя, что мне не хватает динамики в действии, но когда начался этот треш, взвыла ещё сильнее. Потому что вторая половина книги вообще не вяжется с первой ни по темпу, ни по смыслу. Что это было, я так и не поняла.

    Фантазия автора, с одной стороны, впечатляет. Придуманный мир, расы, магия вперемешку с технологиями. С другой стороны, слишком много всего. От обилия информации просто устаёшь, и ближе к концу, когда вводится очередной уникальный персонаж, вместо «вау» уже вырывается «ну блин, опять!». К отдельным расам тоже вопросы. Особенно хепри – ну что за бред сивой кобылы? Вроде есть водяные, вирмы и кто-то там ещё, вполне себе логично устроенные существа. А тут – тело женщины, а вместо головы – натуральный тебе жук. Со своей головой, крыльями, ногами, пищеводом, органами размножения для продолжения рода. Вот как, почему, зачем? Затем, чтобы представительница этой расы, являясь главной героиней, могла трахаться с человеком, который главный герой?

    Та же история – с детализированностью. С одной стороны, это работает на атмосферу, оживляет пейзаж, открывает читателю мир. А с другой – опять же, утомляет. Порой описания происходящих процессов слишком пространны: шестерёнки, пар, клапаны… Философские измышления, повторения одного и того же на разные лады… Стремление напихать непонятных заумных слов, да побольше, побольше! Такое ощущение, что автор стремится запутать читателя, чтобы он даже не пытался понять, что там написано и разбираться, насколько информация осмысленна. Порой хочется взять метлу и пройтись с ней по тексту, в котором начинаешь просто вязнуть. Тягомотина, затягивающая в какую-то трясину.

    Напрягает, что автор то и дело отказывается объяснять мотивы тех или иных поступков, прикрываясь разницей менталитетов. Гаруда чего-то там натворил? Не будем об этом, вы всё равно не поймёте. Ткач ради чего-то там препарирует человека на живую? Это выше человеческого понимания, оставьте. Хепри чуть не вымерли поголовно из-за не пойми чего? Ой, там такая жуть была, я вам рассказывать не буду, а то ещё напугаю.

    Да и вообще логика порой делает ручкой. Особенно это касается Ткача, который типа такой эстет, знаток красоты, просто нам его не понять. Убивает он тоже исключительно ради красоты. Фу.


    Но этой красоты не постигали люди и прочие обитатели мира смертных

    Ещё бы, когда тебя вот так походя лишают уха или всей головы. Если он такой всемогуще-эстетически чувствующий, какого лешего он не может принять идеалы гармонии мира, в котором живёт? Зачем вот это мелочное вредительство, прикрываемое лозунгом «я художник, я так вижу»?

    И вот происходит то, что я категорически не люблю: читателя заставляют видеть красоту там, где её не может быть по определению, а именно в убийстве и насилии.


    Второго жаломётчика Лемюэль уложил одним элегантным и метким выстрелом

    Глядя в зеркала, Айзек и Седрах невольно восхищались – тварь была красива в своём уродстве

    и так далее.

    И самое главное, чего я так и не поняла: смысл-то в чём? Он тут вообще есть? Сложилось впечатление, что в книге настоящий главный герой – Нью-Кробюзон, а где-то там, на фоне, барахтается какой-никакой сюжет. Странно думать, что столько бумаги было переведено только ради того, чтобы описать этот мерзкий город. И совсем не хочется рыться во всём его дерьме и искать скрытые (возможно) смыслы. Потому что все мерзкие. Мерзкие люди совершают мерзкие поступки. И какой там может быть вывод, кроме того, что фу таким быть – не понимаю и понимать не хочу.

    9
    149