Рецензия на книгу
Конец романа
Грэм Грин
NataliP4 апреля 2017 г.Долгое умирание
Книга, как размытое чернильное пятно. Трудно охарактеризовать в общем и трудно разобрать по деталям. Если попытаться и сказать о теме, то это проще:
Вторая Мировая война. Лондон. Любовный треугольник
А если об идее, то уже сложнее. Однако некий вектор идейный, думаю, я уловила:
Место человека в жизни и поиск этого места.
Героям предстоит понять, кто они фс точки зрения веры, с точки зрения привязанностей и с точки зрения воспитания.
Роман не назвать "просторным". Оно отвечает характеру времени описываемых событий. Это некое укромное помещение с лампочкой на 20Вт, где алкогольные пары смешиваются с тишиной и неловкостью, где каждый из присутствующих существует автономно. Именно существует. Их связывают разные чувства и воспоминания, но это все в ретроспективе. А сейчас близость и сострадание носят очень неопределенный характер. Герои, скорее, идут к ним, ищут их. Здесь даже смерть приобретает значение символическое, если не карикатурное.
Я не буду рассуждать на тему веры, хотя автор очень громко о ней заговорил в последней трети романа, что было неожиданно. Не поняла, не зацепило... Диалог мужа, что "обманываться рад", и любовника, которому нужен был допинг для творчества? Отстранённый. Айсберг по имени Сара, что плавал в собственной гулкой Вселенной? Да, есть такой. Вот она припадает в чувствах к любовнику, вот она уже улетает от него вместе с мужем, а вот снова она, сворачивает за угол к новой страсти и вот уже ее силуэт едва различим в тени соборного свода. Вроде бы хочется продолжить, а нет материала. Я могу додумать, пофантазировать о героях, об их жизнях, но не хочется делать за автора львиную долю работы. Ведь по отдельности мне его герои неплохо прописаны. Да, таких в литературе много, но здесь они на своих местах. Просто не нужно было толкать их друг другу. Пусть каждый был бы эгоистом в открытую. Муж жил бы за своей ширмой. Любовник - подглядывал и щекотал свои нервы дальше. Она - маялась между верой и грехом, сравнивая и мудрея. Но автор показал ее мученицей, для которой жить так, как сейчас, невозможно. И этого, как мне показалось, лицемерия, я книге не простила.
Я любила Мориса, нравилась мужчинам, любила капельку выпить. Вот это и называлась "я". Если все это отбросить, что от меня останется?Хоть я и люблю "заблудших" в литературе, здесь у меня копилось ощущение, что герои из разряда тех, о ком говорят "напридумывали себе проблем". Не люблю это определение за его моралистичностью и очень бы хотела не использовать, но мне постоянно казалось, что эти трое абсолютно не нужны друг другу, и им от этого мазохистски хорошо. Так зачем же дуть нам в уши о чувствах и терзаниях? А вот это вопрос. И ответом на него было бы то, чего в романе нет.
И что в итоге? Эта книга задействовала весь свой траурный шарм, а я ей не прониклась. Вся книга целиком показалась смазанной, невнятной и неувлекательной. Автор говорил обо всем понемногу.
14192