Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2017 г.

    Чем больше я читаю современных произведений, тем больше убеждаюсь, что классика не появилась просто так, что она тщательно отобрана из шелухи изданий собственной эпохи. Вот и нам, сегодняшнему поколению, предстоит найти классику в своем времени. Это произведением определенно удостоится данного титула.

    Не буду первооткрывателем, если скажу, что в книге несколько линий повествования — от времени начала колонизации до заката цивилизации, поэтому будет логично оценить книгу непосредственно по этим линиям.
    Меня эта книга покорила с первых страниц (как высокопарно-то звучит!), так как в первой главе рассказывается о мориори, предков которых изгнали из Испании по указу Филиппа III (я надеюсь верно интерпретировала в своем сознании этот момент), интересно было, потому что я знала все причины, поводы и последствия этого изгнания для Испании. Но вот что стало итогом для самих эмигрантов меня очень интересовало, и Митчелл удовлетворил мое любопытство. Не могу оценить достоверность, но увлекательно ли? Без сомнения.
    Каждая история в этой книге напоминает что-то соответствующее "своему жанру". История про Тимоти Кавендиша напомнила "Цветы для Элджернона", История Луизы Рэй — производственный роман, часть про Сонми, конечно же, все читанные антиутопии и т.д. Начало почти каждой очередной части казалось бредом, но через пару десятков страниц я уже не могла перестать переживать за героев, гадать, что же будет дальше..
    Пока читаешь получаешь множество сомнительных доводов от Митчелла — во время колонизаторов иллюстрируется положение рас и то как оно верно; наши современники приводят аргументы в пользу того, что требуется создать систему, где всем бы управляли деньги; косопас говорит, что ничего уже и нельзя изменить в этом г-м мире, когда "идеальный мир предшественников" (по мнению наших современников, конечно) испепелил сам себя. Вопросы без ответов, размышления: "а как быть дальше, как избежать этого устройства мира, если слишком многие поддерживают его?" Ответы и решения, которые просто не могут быть простыми Митчелл дает в заключительных абзацах.

    Эта книга напоминает о бренности человеческой жизни, о том, какой мир мы оставим потомкам и будет ли он по-прежнему уничтожать себя. Эту книгу нельзя просто прочитать за вечер - разнообразие линий повествования, языка и стиля не только не отпускают тяжестью прочтения на протяжении какого-то времени, но и дают действительно задуматься над тем, о чем так яростно толкует Митчелл в каждой своей истории.

    Сейчас, закончив эту невероятную книгу, думаю о том, что зря так долго скептически относилась к ней, считая, что это очередной расхваленный ширпотреб. Это то, что захватило часть моих мыслей на долгие годы, а чем бы подобным их потом подпитать, я даже не знаю. Совершенно не похоже на все то, что я читала прежде.


    Рим снова захиреет и падет, Кортес снова до основания разрушит Теночтитлан, а позже Юинг снова отправится в плаванье, Адриана снова разорвет на куски, мы с тобой снова будем спать под корсиканскими звездами, я снова приеду в Брюгге, снова полюблю и разлюблю Еву, ты снова будешь читать это письмо, солнце снова будет остывать. Ницшеанская граммофонная пластинка. Когда она заканчивается, Старик проигрывает ее снова, в вечности вечностей.

    Время не может проникнуть сквозь этот замкнутый круг. Мы недолго остаемся мертвыми.

    12
    154