Рецензия на книгу
Отель
Артур Хейли
Jenna_A31 марта 2017 г.В этом произведении признанный мэтр производственного романа Артур Хейли показывает нам "закулисье" отеля "Сент-Грегори" в Новом Орлеане. Отель огромный, солидный, с многолетней историей, не лишен пафоса и всегда полон постояльцев. Разумно предположить, что его владелец купается в роскоши и не знает забот, правда? Но, увы, зачастую предприятия, внешне весьма успешные, в действительности находятся на грани банкротства и просто из последних сил держат марку, а их хозяева, живущие в люксовых апартаментах и передвигающиеся на лимузинах, на самом деле по уши в долгах. Так и с Уорреном Трентом - на его отель положил глаз сетевой магнат, и Трент в одном шаге от того, чтобы лишиться дела всей своей жизни. Разумеется, случись такое, это повлечет тяжелые последствия как для самого отеля, так и для всех, кто в нем работает.
До судьбоносного поворота считанные дни, и это уже ни для кого не секрет, но пока жизнь отеля идет своим чередом - работа кипит, как в муравейнике, постояльцы прибывают и убывают, каждый служащий отеля выполняет свою функцию, и все вместе они обеспечивают жизнеспособность этого гигантского "организма". Мы видим всю подноготную отельного дела, можем заглянуть в самые потаенные его уголки и оценить работу каждого - управляющих, секретарей, ассистентов, службы консьержей, коридорных, охраны, работников ресторанов и баров, горничных, прачек, телефонисток, инженеров, лифтеров, мусорщиков. Будто разглядываешь томограмму старого больного кита - вот тут у нас язва, тут свежая рана, там заживший шрам, здесь катаракта - всего по мелочам хватает, а вот эта опухоль внушает опасения. Нигде не без проблемы - и как, спрашивается, оно вообще еще плавает? А ведь плавает! Другой вопрос, можно ли вылечить. И тут мы сталкиваемся с извечной проблемой: есть идеи, но нет полномочий, есть желание, да связаны руки. И ведь не со зла все это, а от непонимания, от неспособности отбросить предрассудки и трезво оценить все за и против.
Всегда находятся причины, чтобы оправдать бездействие, и, как правило, достаточно веские. Именно поэтому так мало людей способны отстаивать то, во что они верят или делают вид, что верят.Любопытно, что всех героев за редкими исключениями автор показал без "ярлыков" - не плохими и не хорошими. Так, например, владелец отеля порой выглядит самодуром, но вызывает сочувствие. Казалось бы, из-за его необоснованных прихотей и нежелания проявить гибкость отель может пойти прахом, но при этом он искренне любит свое детище, уважает и ценит труд своих работников и от этого еще более несчастен. Так и его соперник, желающий поглотить отель, отнюдь не лишен человеческих качеств, его тоже можно понять и оправдать. Заместитель управляющего Питер Макдермот в профессиональном плане вызывает исключительно уважение, зато в плане личном его поведение было мне не всегда приятно. Если вдуматься, так и должно быть, ведь в жизни почти не встретишь человека идеального или стопроцентного мерзавца - в каждом из нас в том или ином соотношении есть и хорошее, и плохое. Вообще все персонажи романа от мала до велика хорошо прописаны, объемны, у каждого своя история, но вот почему-то лично у меня больше участия и эмоций вызывали не служащие отеля, которые даже при всей объемности казались лишь винтиками системы, а постояльцы и люди извне - за ними было интереснее наблюдать.
В плане правдивости отражения ситуации в гостиничном бизнесе роман очень жизненный, ведь со времен его написания мало что изменилось. С изъянами сферы обслуживания я знакома, что называется, изнутри. Все в точку! Кадровая проблема всегда была, есть и будет, так как, увы, это та загадочная область деятельности, где люди в большинстве своем не хотят работать, а хотят только зарабатывать, поэтому всегда будет обман и воровство. Уважающий себя хозяин не позволит обсчитывать клиентов, но обсчитывать его самого будут всегда - в отелях и ресторанах это уже стало "нормой корпоративной этики". Каждому кажется, что если он унесет чуть-чуть, то хозяин не обеднеет, а если таких, как он, десятки или сотни...
Действие романа развивается динамично, язык живой, текст легко читается. Улавливаются элементы детектива или даже триллера. По ходу повествования припасены сюжетные повороты, с очевидностью рассчитанные на эффект неожиданности, но лично для меня "выстрелил" лишь один из них, так как к остальным автор подводил читателя настолько плавно и заблаговременно, что во всех случаях в общем-то было понятно, к чему все идет. И финал мне показался слегка преувеличенным, искусственно нагроможденным, и, пожалуй, слишком уж идеализированным.
В целом роман многоуровневый, полный мелких, но значимых деталей, многоходовых сюжетных комбинаций, и, стоит отдать автору должное, ни одна сюжетная линия не была оборвана, все они в итоге сплелись четко. Жанр производственного романа сам по себе достаточно необычный, редкий и сложный, поэтому масштаб и кропотливость проделанной работы поражает и внушает уважение.
415