Рецензия на книгу
Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие
Колин Эллард
Аноним31 марта 2017 г.Книжная терапия это древняя практика. Идея о том, что чтение может помогать справиться со стрессом и тревогой, была сформирована уже в пятом веке до нашей эры. Древнегреческий драматург Эсхил писал, что словами можно лечить больной разум. Терапевтический процесс можно разделить на три стадии. Первая: мы идентифицируемся с персонажами в тексте. Вторая: мы переживаем катарсис, реагируя на текст. Третья: мы понимаем представленную в тексте проблему и осознаем, какое отношение она имеет к нашей собственной ситуации.
Несмотря на то, что концепция терапевтического эффекта существует тысячи лет, на этот счет было проведено относительно мало исследований. На данный момент мы только планируем начать изучение связи между чтением и хорошим самочувствием, чтобы, к примеру, установить, действительно ли чтение поэзии может помогать управлять стрессом.
Тем не менее, некоторые эксперименты и исследования уже были проведены. Так, в сентябре 2016 ученые из Йеля опубликовали детальное исследование, согласно данным которого чтение может положительно воздействовать на продолжительность жизни. Есть связь и с депрессией. В рамках эксперимента 96 человек на пороге депрессии получали медицинскую помощь немедленно, через некоторое время, в виде плацебо или вообще не получали помощи. В результате было установлено, что мы куда лучше справляемся с депрессивными расстройствами, сочетая медикаменты с чтением. Книжная терапия эффективно помогает нам бороться с депрессией на начальном этапе развития заболевания.
Поздравляю, вы опробовали экспериментальный аттракцион «Недоумение при чтении»! Если вам с одной стороны было любопытно, а с другой вы задавали себе вопрос «Зачем я это читаю?», аттракцион сработал правильно и вы пережили при чтении отрывка из моего несуществующего блистательного эссе «Мир литературы: как чтение влияет на психологическое состояние человека» примерно то же, что я переживала при чтении данной книги. Если же вам не было любопытно и вопросов у вас не возникло, что ж, аттракцион вообще-то был бесплатный (но претензию все равно можно оставить в комментариях).
Интерес и недоумение стали при чтении ключевыми, потому что, с одной стороны, информация в книге неплохо организована, с другой стороны, она подается чрезмерно динамично, не всегда (скорее, вообще не) связана с архитектурой и полна спорных вопросов. Разберемся по порядку.
Итак, во-первых, автор решил охватить сразу множество тем и создать этакий дайджест достижений науки в каждой главе. В результате одно исследование может описываться буквально на протяжении абзаца, а в следующем будет уже что-то совершенно другое. Может быть, автору просто хотелось увидеть принцип «что-то новое каждые пять секунд» не только в архитектуре, но и в собственной книге, и да, это действительно притягивает внимание, но такой бурный поток быстро становится утомительным.
Во-вторых, об архитектуре здесь действительно говорится не всегда. Впрочем, проблема тут и с переводом – в оригинале про архитектуру ни слова, тем не менее, четкой темы у книги попросту нет, это сборник гипотетических реакций человека на все на свете и рассказов про ученых.
В-третьих, о спорном. Автор часто кратко указывает исследование, и сразу же сообщает о том, как we все реагируем на тот или иной объект/дизайн/whatever, на что временами хочется спросить «we who?». Вот он был с детьми в музее и они заскучали, вот он делает вывод, что современному человеку музеи скучны. Гипотетически понятно, что да, может и скучны, и да, восприятие людей меняется, но из-за стремительности перехода от собственных детей к человечеству в целом ощущение получается странным. И так всю книгу, раз за разом описываются реакции «человека», «людей», «нас». При этом, читатель тоже человек (конечно, не хочется обобщать, как автор, однако вероятность крайне высока) – но далеко не со всеми выводами он сможет согласиться. Скажем, я не выбираю себе квартиру как та, где я жила с рождения, но и не ищу что-то противоположное, мне не кажется наилучшим пейзаж в саванне, я люблю рассматривать «реальные» артефакты в музее и не чувствую себя изгоем среди исторического центра иностранного города, и это лишь вершина айсберга (неинтересных никому деталей моего быта)! Словом, естественным образом часть информации про «реакции человека» не совпадает с реакциями читателя – а огульные обобщения продолжают сыпаться. В результате текст кажется не слишком научным. Другая же часть информации нередко предельно банальна – вид деревьев успокаивает, люди садятся у стен, а не в центр зала. Этого кто-то не знал? Зачем я это читаю? Состояние «науч» и «поп» в книге удручает: на 90% это «поп».
Возникает вопрос, для кого эта книга? Если вы интересуетесь данной тематикой, вы знаете слишком много из всего перечисленного, чтобы сидеть и терпеливо выискивать новые факты. Если вы только начинаете интересоваться, развернутой информации в книге нет и полезен будет разве что подробный список использованной литературы. Если же тема вам безразлична, вы вряд ли вообще возьметесь за эту книгу (разве что вас прижмет
брусоксудьба). Остается тот, кто живет под камнем, но хочет почувствовать себя умнее (совершенно безосновательно, потому что никакого практического применения новые знания все равно не принесут) и читает любую литературу такого плана подряд. Вот тогда да, тогда все факты из книги будут новыми, а ощущение расширяющегося кругозора вызовет в голове приятный зуд. У меня же зудит не в голове, поскольку от нервного раздражения я начинаю чесаться физически. Или правильнее будет сказать, мы начинаем чесаться?..20482