Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Атлант расправил плечи. В трех книгах. Книга 3

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним30 марта 2017 г.

    Все в нашей жизни не просто так и моя история знакомства с этой книгой произошла по роковому стечению обстоятельств. В какой-то момент я просто начала видеть ее везде! Она выглядывала из каждого прилавка на книжном рынке, пристально смотрела на меня в книжных магазинах, мелькала в списках "must read" во всех социальных сетях и даже в ленте прочитанных книг моими друзьями здесь, на ливлибе. Само собой в один прекрасный день пройти мимо я не смогла. Я не знала о чем эта книга, понятия не имела даже о жанре, не то что об авторе или идейном направлении. Я лишь знала, и упрямо всем повторяла, что это вторая после Библии книга, изменившая жизни людей. Я была уверенна, что она изменит и мою.

    Вначале я была поражена, ибо ждала от книги чего угодно, но экономики? Картонного изложения? Примитивизма? И все это я нашла на страницах первого тома. Я негодовала, спрашивая каждого прохожего почему эта книга ворвалась в жизни людей, навела там порядок и оставила с открытыми ртами? Что в ней такого ошеломительного и почему я этого не вижу? Ответ я нашла не скоро.

    Подруга смотрела на меня с опаской, говоря: "Не читай эту книгу, она пропагандирует эгоизм". Неплохая реклама, не правда ли? Только подруга моя не знала, что лейтмотив книги не просто эгоизм (страшное слово, связанное негативным оттенком от корня к окончанию), а разумный эгоизм, что совершенно меняет суть.

    "Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других."

    В середине первого тома я начала улавливать посыл автора, суть идеологии и революционность взглядов. Айн Рэнд восстала против всех "добродетельных", верующих, забитых, жертвенных, коленопреклонных, и внедрила свое виденье добра и святости. Презирая коллективизм, социализм и двойные стандарты, автор отчаянно пытается донести людям, что "общее благо" - лишь маска добродетельности, за "нуждой народа" скрываются мародерские мотивы и помогать другому в ущерб себе есть чистое зло. Здесь эгоисты – главные герои, благодетели – антагонисты, антиутопия местами перетекает в утопию, и аналогов таким постулатам нет. Вот в чем революционность романа, вот почему его так неоднозначно оценивают, ибо, согласитесь, Айн Рэнд посягала на законы самой морали и с расправленными плечами несла свое виденье в мир.

    В центре романа Дагни Таггерт – холодная, бесчувственная, непоколебимая владелица железной дороги (истинное значение этих эпитетов можно узнать на страницах третьего тома). Она явно отличается от всех своей прямотой, неумением льстить и прятаться за громкими словами; она умна до безобразия, талантлива до неприличия (взять хотя бы ее навык управления самолетом), предана своему делу до безумия и, в моем представлении, очень красива. Она работает ради денег, ибо деньги – это символ величия, реальная ценность, воплощение успеха. Именно ей предстоит отчаянная борьба против глупости, бездарности и жестокости представителей власти, имея в арсенале лишь разум и стремление к справедливости. Естественно такая женщина не долго остается одна и возле нее постепенно начинают кружить идеализированные образы мужчин (еще в реальность Дагни мне с трудом верится, но Франсиско? Риардена? Голда?), которые настолько прекрасны, что выбрать одного - задачка не из легких, а кто именно выиграет в гонке за сердце Дагни предугадать невозможно! Мне действительно нравится этот любовных квадрат в романе, это иное видение отношений, эта всепоглощающая любовь, не требующая слов, признаний, согласия. Эта нотка романтизма очень гармонично вписалась в серьезный и вдумчивый посыл романа.

    Стоит упомянуть и о минусах трилогии, к которым я отнесла бы весьма неоднозначный финал, не рассказывающий, что же стало со всеми слизняками правительства, выбор Дагни в любовном деле, весьма тугое, натянутое начало, неспособность автора представить своих героев публике, слишком затянутый монолог Джона Голта и бедный Эдди Уиллерс, оставленный, почему-то, за бортом. Но все это мелочи, по сравнению с тем, что принесла в этот мир Айн Рэнд! Первооткрыватели – всегда экстремисты и автор вместе с Атлантами должны вытерпеть всю ярость и гнев джеймсов таггертов всего мира.

    Айн написала великую оду разуму, сумевшую изменить восприятие многих людей! Жажда жизни, мира, справедливости и добра таится в этом страшном слове «капитализм» и все те, кто осознали и одобрили философию автора, кто на самом деле ответил на вопрос, тесно переплетающийся с Шекспировским «Быть или не быть?» - «Кто такой Джон Голт?» теперь знают, что мораль есть высшая ценность, деньги – высшее благо, а разум – категория высоты.

    4
    118