Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    Аноним21 ноября 2010 г.

    «Сто лет одиночества» - это роман, который вмещает жизни нескольких поколений людей, их борьбу, любовь, отчаяние, одиночество, надежду и сотни других эмоций, которые сопровождают жителей Макондо в течение их жизни. Его герои катятся по наклонной, готовые вот-вот кануть в Лету, они вырождаются, вместо того, чтобы развиваться, они отгораживаются друг от друга, вместо того, чтобы общаться, они становятся затворниками по собственной воле и заложниками своего внутреннего мира. Это история о людях, находящихся на пороге забвения, настолько ленивых, что они не готовы даже пальцем пошевелить, чтобы спасти себя…

    Дети носят имена своих родителей, прадедов… И порой кажется невозможным пробраться сквозь запутанную паутину Хосе Аркадио и Аурелиано и определить кто кем приходится друг другу. Но это подчеркивает не преемственность поколений, а тупиковость их жизней, невозможность и, особенно, нежелание изменить привычный уклад. И чем дальше мы продвигаемся в повествовании, тем более бесформенными, безынициативными и бездейственными становятся герои. Так основатели рода Буэндиа, Хосе Аркадио и Урсула – живые, самобытные герои. Пытливый ум Хосе Аркадио интересуется каждым новым открытием и сам желает быть первооткрывателем. Урсула – сильная личность, на плечах которой держится весь род. А последующие поколения – безвольные затворники, годами не выходящие из своих убежищ, их ничего не интересует кроме копания в прошлом. Не зря ведь главный герой отмечает, что дни недели перестали сменять друг друга. Но, увы, никому, кроме него, этого заметить не дано.

    Историю городка вершат мужчины рода Буэндиа. И все-таки самые яркие герои в этом романе женщины. Это Урсула, Пилар Тернера, Петра Котес, Фернанда, Меме. Каждая из них индивидуальна, самобытна. Урсула – хранительница семейного очага, Пилар Тернера – жрица любви, Петра Котес – мудрая хозяйка и любовница, Фернанда – последовательница священного писания, Меме – необузданная бунтарка. Но в каждой из них таится недюжинная сила характера.

    Особенно хочется отметить яркий, полный метафорами язык автора. Казалось бы привычные нам предметы оживают в руках Маркеса, становятся живыми и неизведанными. Простая иголка в талантливых руках автора, истинного мастера слова, становится «сложной машиной, предназначенной как для пришивания пуговиц, так и для понижения жара у больных». Маркес порой наполняет повествование длинными, необъятными предложениями, которые, тем не менее, не кажутся тяжелыми для восприятия, они настолько органично вплетены в канву повествования, что даже не замечаешь, что текст растянулся не на одну страницу. Таков, например, монолог Фернанды, жалующейся на свою нелегкую судьбу. Но такие предложения читаются на одном дыхании и напоминают непрекращающееся пыхтение чайника перед закипанием…

    Вся книга насыщена фольклором. Здесь есть и живые мертвецы, и дети со свиными хвостами, и желтые бабочки, сопровождающие человека, и домовые… Но все чудеса кажутся реальностью в жизни этого городка. И поэтому этот роман мне больше всего напомнил притчу, повествующую о вырождении человечества…

    24
    54