Рецензия на книгу
Воскресение. Повести и рассказы
Лев Толстой
Аноним21 ноября 2010 г."Воскресение"
После прочтения книги у меня осталось впечатление, что меня обманули… На протяжение всего повествования Толстой рассказывал про реформаторские идеи и политических заключенных, а закончил роман – просветлением главного героя. И при всем моем уважении к творчеству Льва Николаевича хочу отметить, что эта концовка выглядела весьма нелогично. Нехлюдов достигает просветления через тщеславие, что уже, на мой взгляд, абсолютно иррационально. Ведь он едет за Катюшей только чтобы успокоить свою совесть. Главный герой – сноб, склонный к самолюбованию. И при всей пространности его рассуждений, он не думает ни о чем, кроме собственной выгоды, в виде уважения, известности либо успокоения совести. Катюша отказывается от его жертвы, и он с радостью принимает ее отказ.
Толстой в своем романе противопоставляет такие понятия, как «любовь плотская» и «любовь духовная». Причем эти понятия резко полярны и не имеют возможности пересекаться. Так духовная любовь Нехлюдова к Катюше существовала до физического контакта. Также и Симонсон любит Катюшу только потому, что считает невозможной их близость. Аналогичное противопоставление наблюдается в понятиях духовного и физического преступлений. Лев Николаевич оправдывает большинство преступлений несовершенством социального строя, реалиями крестьянской жизни либо простым помутнением рассудка. Но во всем произведении нет оправдания духовному преступлению, к категории которого Толстой относит предательство Катюши Нехлюдовым.
Два главных героя – тоже представляют собой две противоположности. Нехлюдов способный судить жизнь по книгам и трактатам, и Катюша Маслова – проживающая эту жизнь. Она живет, он судит. Она совершает поступки, он размышляет. Она верна себе, он колеблется. И, на мой взгляд, нравственное падение Катюши отнюдь не вина Нехлюдова. Он сам выдумал себе эту повинность.
Мне было бы гораздо интересней читать книгу, если бы Толстой привел к логическому завершению свои реформаторские идеи, а не переключался на «воскресение» Нехлюдова, которое вышло как-то скомкано и неправдоподобно. Однако это не помешало мне насладиться удивительным языком Льва Николаевича.
1115